Порою создается впечатление, что биография политика XI в. лишена столь характерных для современности противоречий, и ее рассмотрение не составляет труда. Однако, ситуация с Ефремом Переяславским изначально оказывается не лишенной сложностей, а для историографии XX в. - совсем запутанной. Он был одним из первых монахов Киево-Печерского монастыря; затем, в результате конфликта с киевским князем Изяславом Ярославичем, вынужден был бежать в Византию; после этого вернулся на Русь титулованным архиереем (митрополитом) и стал в начале 1090-х гг. проводить церковную политику, которую иногда называют "прозападной", - интрига содержится уже в скупом перечислении этих фактов. Вероятно, возникновение при рассмотрении событий конца XI в. мотива унии с Римом привело к тому, что сама тема "Ефрем Переяславский" длительное время входила в ранг "неприкасаемых". Православные полемисты вынуждены были решительно обороняться: отрицать существование фактов и запутывать источники. С годами неопределенность в этом вопросе только увеличилась. При этом тень Ефрема Переяславского неизбежно проскальзывала практически в каждом исследовании по русской истории второй половины XI в. Исполненная взлетами и падениями жизнь Ефрема Переяславского содержала контрасты двора и кельи, величия и позора, власти и немощи, все искушения своего века, но лишенный дара отцовства он воссоздал даже его, смирив природу, дополнив мироздание своим потомством из камня и слова, из мысли и дела.