Бельгийский и голландский рисунок XIX-XX вв. Рисунки ранних нидерландских, фламандских и голландских мастеров XVI-XVIII веков, а также бельгийских и голландских XIX и XX столетий, несомненно, принадлежат к числу наиболее привлекательных, но в основной своей массе еще сравнительно малоизвестных разделов коллекции Отдела графики Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Их качественный уровень и своеобразие состава тесно связаны с историей создания Музея. Одновременно они отражают основные особенности коллекционирования нидерландской графики в России. Каталог составлен в алфавитном порядке имен художников. Описания собственноручных произведений художников расположены в хронологической последовательности, далее следуют рисунки, атрибуция которых представляется сомнительной, а также копии и работы мастерской. Вопросительный знак после фамилии художника означает, что авторство установлено предположительно или принятая прежде атрибуция вызывает возражения. Ремарка "приписывается" означает, что рисунок обладает некоторым стилистическим сходством с достоверными работами данного мастера, но скорее всего исполнен другой рукой. Слово "мастерская" указывает на принадлежность произведения к продукции учеников или подмастерьев, копировавших или имитировавших работы учителя. Рисунки неизвестных художников выделены в отдельную группу (сначала ранние нидерландские, затем - фламандские и голландские). В их описании сохранена, по возможности, хронологическая последовательность. Во избежание разночтений, русские транскрипции нидерландских имен и фамилий даны в соответствии с Каталогом западноевропейской живописи Государственного Эрмитажа (т. 2, Л., 1981). Самостоятельный раздел каталога составляют рисунки художников XIX и XX веков.