У театра, возникшего из древних очистительных обрядов, особое место в искусстве, особые отношения с действительностью, особые счеты со временем. На протяжении тысячелетий театр, в отличие от многих важнейших искусств, не только отражает жизнь, но и преображает ее; не только воссоздает сны и явь, но и создает новые миры и мифы. "Театр - не зеркало, а увеличительное стекло" (В. Маяковский). "Театр не может творить для будущих поколений, - он творит только для настоящего. Театр всецело зависит от уровня понимания своей публики и служит в случае своего успеха точным указателем высоты этого уровня для своего времени. Таким образом, главным творцом и художником в театре является зритель. Без утверждения его восторга ни один замысел поэта, ни одно воплощение актера, как бы гениально ни были они задуманы, не могут получить своего осуществления. Это создает для художников театра совершенно иные условия работы, чем в других искусствах. Здесь не может ставиться цель опередить свое время. У них одна задача, и более трудная и более глубокая, - понять и научить основные струны души своего поколения настолько, чтобы играть на них, как на скрипке", - писал тонкий знаток и ценитель театра великий поэт Максимилиан Волошин. В этом издании представлены многочисленные взгляды на театральную историю всех времен и народов. Авторы и составители этой книги выступают зрителями, которые, заняв свои места в ложах, райке, на галерке, в первых рядах партера, за кулисами, - наблюдают за одной грандиозной пьесой, растянувшейся на века. А богатый иллюстративный материал создает настоящий эффект присутствия и обеспечивает три театральных единства: места, времени и действия.