Скульптор Иван Петрович Мартос (1754-1835) вошел в историю русского искусства как непревзойденный мастер мемориальной пластики, автор знаменитых надгробий в Александро-Невской лавре и парковых мавзолеях Павловска. Памятник Минину и Пожарскому, установленный в 1818 году на Красной площади в Москве, стал самым значительным произведением выдающегося скульптора-монументалиста. Он создал также известный монумент герцогу Ришелье в Одессе, памятники М. В. Ломоносову в Архангельске, Г. А. Потемкину-Таврическому в Херсоне, Александру I в Таганроге. На протяжении нескольких десятилетий Мартос практически возглавлял национальную скульптурную школу. Современник Ф. И. Шубина, М. И. Козловского, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Прокофьева, он принадлежал к первым воспитанникам петербургской Императорской Академии художеств, которые затем стали ее профессорами. Звания академика (1782), старшего профессора (1799), ректора скульптуры (1814) и заслуженного ректора (1831) отмечали вехи его большого жизненного пути. Художественное наследие Мартоса весьма значительно, основу его, как уже отмечалось, составляет монументальная и мемориальная скульптура. Станковых произведений сохранилось не так много, но они чрезвычайно интересны, давая, в частности, возможность познакомиться с Мартосом-портретистом. Эта сторона его деятельности сравнительно мало изучена, здесь много лакун и проблем атрибуционного характера - некоторые из выполненных им произведений долгое время приписывались другим мастерам, авторство ряда портретов было определено лишь сравнительно недавно.