Книга: Старый двор (Шатыренок Ирина Сергеевна); Букмастер, 2011
245 грн.
- Издатель: Букмастер
- ISBN: 978-985-549-062-4
- Книги: Современная отечественная проза
- ID: 1703412
Описание
Книга, которую писательница представляет на суд читателей, продолжает и дополняет цикл "Старый двор моего детства" и включает новые главы. Эта книга - гимн дочерней любви к родителям, родному городу и людям, которые в нем живут. Она написана живым, образным языком, будет интересна не только землякам Ирины Шатырёнок, но и широкому кругу читателей.
Характеристики (11)
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Шатыренок Ирина Сергеевна |
Издатель | Букмастер |
Год издания | 2011 |
Страниц | 352 |
Переплёт | твердый |
ISBN | 978-985-549-062-4 |
Размеры | 13,00 см × 20,00 см × 1,80 см |
Формат | 205.00mm x 132.00mm x 21.00mm |
Тематика | Классическая и современная проза |
Тираж | 1550 |
Серия | Художественная литература |
Цены (1)
Цена от 245 грн. до 245 грн. в 1 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Купить в кредит (2)
Компания | Предложение |
---|---|
Полезные онлайн-сервисы
Компания | Предложение |
---|
Отзывы (1)
- Елена — 23 Июля 2013
Биографическая проза всегда сложна – это касается написания, иногда – восприятия, но прежде всего – анализа.
Спрашивать у автора, что сподвигло его на собственное жизнеописание, - заведомая глупость. Писателям не задают таких вопросов. Пришло, накатило, захотелось – и на страницы абзац за абзацем вытекла книга. Вопрос задается издательству или редактору: а почему было решено, что биография этого писателя интересна для читательской аудитории? Почему книга выпущена именно этим тиражом, не больше или не меньше?
Она возникла передо мной, когда я только открыла книгу Ирины Шатырёнок «Старый двор» (Издательство: Букмастер, Минск, 2011), посвященную родным, соседям и одноклассникам писательницы. Последняя страница перевернута.
Для начала мне все же придется реализовать багаж знаний и вытащить на свет пару-тройку книг автобиографической прозы, а затем поинтересоваться: почему эти книги нашли отклик в душе современников, а некоторые – включены в школьную программу? Какая изюминка должна быть в книге биографической прозы для того, чтобы она разлетелась как горячие пирожки и обеспечила себе бессмертие? Анализ показал: чтобы не остаться на литературной свалке, автобиографическая книга должна:
1. Попасть в русло. Так случилось с «Детством» Л. Толстого, которое отметил как талантливое произведение сам Некрасов – тогда редактор «Современника». Критики единодушно обозначили яркость реализма, а реализм в 50-е гг. 19-го века был необычайно популярен.
2. Повествовать о жизни широко известной личности. С этим успешно справляются повести цикла «Мои университеты» М. Горького (писались в 1912-1923 гг), вышедшие, когда автор был на пике известности.
3. Рассказывать о чем-то интересном. В пример можно привести книги Дж. Даррелла «Мои семья и другие звери», «Сад богов», «Птицы, звери и родственники».
4. Отражать эпоху или те исторические события, взгляд на который неизменно интересен для публики (смело относим сюда автобиографии писателей времен революции, военных лет, лет перестроечных, и вообще, людей, увидевших всяческие катаклизмы).
По сути, перед нами цикл рассказов, объединенных единой тематикой: детство и школьные годы главной героини (или лучше писать – автора? В данном случае эти понятия сливаются воедино). Место действия по большей части ограничивается железнодорожным районом Молодечно, лишь в нескольких главах вырываясь за его пределы (в таком случае это либо Херсонщина, либо…не железнодорожный район Молодечно). Персонажи…
На них стоит остановиться подробнее, потому что именно они создают атмосферу книги. Они – а не описание молодечнеской действительности 60-х годов. В конце концов, кто из нас не слышал рассказов, не читал книг, на крайний случай – не смотрел фильмов о коммуналках, районных городах, пакгаузах? Кто помоложе – читал, слушал, смотрел. Кто постарше – вообще, вполне возможно, на практике пережил…И даже если бы кто-то – не пережил, не смотрел и вообще, находится в полном неведении по поводу быта районного города хрущевско-брежневских времен, книга Ирины Шатыренок не даст полной картины времени, обычаев и места. Потому что внимание автора, как уже было сказано, сосредоточено на личностях.
Их много. Здесь – отец, мать и сестра главной героини, ее дальние родственники, ее соседи по двору и коммуналке, одноклассники, просто случайно встреченные на жизненном пути личности… По временам читатель рискует откровенно потеряться в именах и лицах и чувствует себя так, будто его самого ввели в эту пеструю, многочисленную компанию и, как следует не представив окружающим, предложили: «Общайся!» Это впечатление дважды и трижды усиливается нелинейной, т.е. нехронологической линией повествования. Автор то проходит во времени немного вперед и начинает нас знакомить с тем, что произошло в жизни героев дальше, то вновь возвращается во времена своего детства, повествование постоянно насыщается новыми именами, лицами, фамилиями.
В целом, действительно создается впечатление коммунальной квартиры: к кому-то постоянно забредают то гости, то родственники, кто-то из произведения «съезжает» после пары страниц, кто-то «заселяется» - надолго, пропадает из виду, появляется вновь (а кто-то спит у порога, поскольку забрел сюда случайно). Ориентироваться в этом многообразии тем сложнее, что сами персонажи не обладают какими-либо особенными данными – и даже не являются персонажами. Книга не о «героях», а о «людях», т.е. реально существующих личностях, и если у героя художественного произведения чаще всего присутствует некая «фишка», метка, данная ему автором (кривой нос, например, жизнерадостность или заикание) – то в жизни мы, увы, не все обладаем подобными признаками.
Это прошлое, которое у каждого из нас за плечами – у кого-то больше, у кого-то меньше, - это последовательное обращение к собственной личности в детстве, это взгляд со стороны на всех своих детских знакомых и родных. Именно поэтому, из-за ощущения возвращения в прошлое, из-за некого знакомого вкуса детства, книга может представлять особенный интерес для читателей старшего поколения, которым, вполне возможно, вместе с автором захочется вернуться во времена их молодости.
Дух ностальгии витает на страницах книги, и вполне привлекателен для тех читателей, которым есть, что вспомнить и с чем сравнить. Исповедальность, которая, очевидно, является основным признаком книги (заявленным самим автором на самых первых страницах), переосмысление отношений к родителям через годы, признание прежних ошибок, – молодежи, в принципе, тоже не мешало бы поучиться всему вышеперечисленному при помощи прочтения «Старого двора».
Такая искренность и простота невольно подкупают.
Книга И. Шатырёнок «Старый двор» открыта и доступна для всех, будем надеяться, найдутся (и в достаточном количестве) те, кто сможет вернуться в свое прошлое.
Елена Кисель, Могилев00