Лавр. Неисторический роман (Водолазкин Евгений Германович); Редакция Елены Шубиной, 2021

709 грн.

Купить Купить в кредит

Описание

Евгений Водолазкин - автор романа "Соловьев и Ларионов" (финалист "Большой книги" и Премии Андрея Белого), сборника эссе "Инструмент языка" и других книг.

Филолог, специалист по древнерусской литературе, он не любит исторических романов, "их навязчивого этнографизма - кокошников, повойников, портов, зипунов" и прочую унылую стилизацию. Используя интонации древнерусских текстов, Водолазкин причудливо смешивает разные эпохи и языковые стихии, даря читателю не гербарий, но живой букет.

Герой нового романа "Лавр" - средневековый врач. Обладая даром исцеления, он тем не менее не может спасти свою возлюбленную и принимает решение пройти земной путь вместо нее. Так жизнь превращается в житие. Он выхаживает чумных и раненых, убогих и немощных, и чем больше жертвует собой, тем очевиднее крепнет его дар. Но возможно ли любовью и жертвой спасти душу человека, не сумев уберечь ее земной оболочки?

Есть то, о чем легче говорить в древнерусском контексте. Например, о Боге. Мне кажется, связи с Ним раньше были прямее. Важно уже то, что они просто были. Сейчас вопрос этих связей занимает немногих, что озадачивает. Неужели со времен Средневековья мы узнали что-то радикально новое, что позволяет расслабиться?

Евгений Водолазкин

Видео Обзоры (5)

Водолазкин в ПЗДЖ. Обзор романа «Лавр»

Книга «Лавр» Евгения Водолазкина

Буктрейлер | Лавр | автор книги: Евгений Водолазкин

Лавр | Евгений Водолазкин (аудиокнига)

25 КНИГ, КОТОРЫЕ СТОИТ ПРОЧЕСТЬ ДО 25 ЛЕТ


Характеристики (27)


ПараметрЗначение
Автор(ы)
ПереплетТвердый (7БЦ)
ИздательРедакция Елены Шубиной
Год издания2021
Возрастные ограничения18
Кол-во страниц448
СерияНовая русская классика
Формат84x108/32
АвторВодолазкин Евгений Германович
АвторыВодолазкин Е.Г.
Переплёттвердый
Год публикации2018
ЯзыкРусский
Количество страниц448
Возрастное ограничение18+
ИздательствоАСТ
Тип обложкитвердая
Жанрсовременная отечественная проза
РазделСовременная русская проза
ISBN978-5-17-078790-6,978-5-271-45385-4
БумагаПисчая
Вес0.44кг
Размеры13,00 см × 20,00 см × 2,30 см
Обложкатвердый переплёт
Страниц448
ТематикаСовременная отечественная проза
Тираж2000


Цены (1)

Цена от 709 грн. до 709 грн. в 1 магазинах

МагазинЦенаНаличие
Bookovka UA
5/5
«Буковка» – це в першу чергу високий асортимент якісних книг відомих видань

Купить в кредит (2)


Компания Предложение
Prostocredit

Сума: від 500 до 6500 грн. Срок: 90 днів з наявністю пільгового періоду від 3 до 30 днів під знижену % ставку (з можливістю пролонгації пільгового кредиту необмеженої кількості раз) Процентна ставка: Пільгова 1,7%, Базова 2% Робота 24/7: заявки на кредит, видача кредиту

Aviracredit

Aviracredit - Онлайн кредит на картку до 6300 грн. Швидке рішення щодо заявки, гарний рівень узгодження заявок. Розмір виплати за перший виданий кредит - 227 грн.

Полезные онлайн-сервисы


Компания Предложение

Отзывы (209)


  • 5/5

    Отличный и необычный роман. Легко читает. Красивый слог. Необычный сюжет. Погружение в историю без истории. Особо нет исторических фактов, но словно переносишься в далекие времена вместе с героем романа. Не могла оторваться от прочтения. Хочется перечитывать, особенно завершающую роман фразу.

    0
    0
  • 5/5

    Книга, которая произвела на меня большое впечатление. Вроде не сильно затягивает, но оторваться невозможно, игры с языком завораживают - вроде только что говорил древнерусский старец, а вот уже менеджер среднего звена. И над всем сюжетом вопрос - как можно искупить вину? Что нужно пройти, чтобы стать если не праведником, то хотя бы хорошим человеком? Любителям хорошей прозы однозначно стоит прочесть.

    0
    0
  • 5/5

    Комментарий: Достоинства: Книга великолепна!!!! Решил оставить комментарий про Лавр Е. Водолазкина, хотя никогда не пишу отзывы. Книга замечательная!!! Сюжет построен так, что невозможно оторваться. Книга о любви, о жестокости и доброте. О том что, несмотря на все преграды и страдания, настоящий человек не растеряет свою доброту, любовь и человечность. Обязательно стоит почитать!!!

    0
    0
  • 5/5

    Я бы отнесла эту книгу к шедеврам в литературе! Настолько она удивительная, своеобразная и потрясающая!!! Казалось бы, простая история жизни средневекового врача... но нет книга куда глубже и интереснее. Эту книгу я бы порекомендовала даже для прочтения старшеклассникам. Советую купить Лавр Евгения Водолазкина и прочесть, и эта книга точно станет одной из ваших любимых!!!!!!!!

    Достоинства:
    Книга на все времена...

    0
    0
  • 5/5

    Как много негативных отзывов. Читаю и хватаюсь за голову. Мне книга понравилась. Люди, это же ярчайший пример литературы постмодернизма. Не нужно воспринимать текст буквально. "Лавра" в институтах изучают. Я читала и наслаждалась сюжетом, стилистикой, языком. Очень органичное переплетение средневековья и современности, терминов и реалий. Тема, безусловно, важная и нужная. Есть, над чем поразмышлять и о чем задуматься.

    0
    0
  • 5/5

    Начинала читать с упоением. Соединение современного языка со старорусским не мешало. После смерти Устины интерес к киге пропал. Описанное меня ужаснуло, поразило и оттолкнуло. Но чтобы понять суть, читала до конца. Все, что пооисходило дальше, могу понять через призму его бесконечной любви и неизбывной вины. Потеряв близких можно босиком ходить в лютый мороз абсолютно не чувствовую холода, отказываться от еды и сна. Книга включает в себя истоию средневековья, факты о том времени и образе жизни, о быте, путешествиях, мыслях людей того времени. Пластиковые бутылки т современные слова автор вплел не случайно, мне думается, а чтобы мелочностью деталей намекнуть на неисторичность этого произведения. Это истрия о высочайшей Любви, над которой не властны смерть и время. И о силе любви исцеляющей. Но и о любви к Богу, людям, о вере и пути. Чувст от прочитанного много и они не однозначны. Меняются мысли и чувства по мере прочтения, будто проходишь путь Арсения. Мальчик. Муж. Юродивый. Врач. Старец. Однозначно буду читать и другие пооизведения автора.

    0
    0
  • 1/5

    Роман откровенно не понравился, тем что мной все время манипулировали и выдавливали слезы в совершенно надуманных местах. Активная религиозная пропаганда, да, докатились и до такой, резала мой атеистический вкус, там где верующие получили бы наверняка катарсис. Наверное роман будет интересен тем, кто хочет узнать как становились старцами и что это за движение такое... ну, тем, кто не читал Карамазовых

    0
    0
  • 5/5

    Это произведение может изменить вас, оно может заставить переосмыслить всю вашу жизнь, посмотрев на неё с другого ракурса. Прекрасная история любви, вечной любви, перед лицом которой претворяются в ничто все ваши лишения и страдания.

    0
    0
  • 5/5

    необычное произведение- где-то мерзко и жутко читать, иногда жалко героя, где-то просыпается чувство веры в невероятные вещи. прочитать в любом случае стоит

    0
    0
  • 4/5

    Очень впечатляющий и очень мрачный роман Е. Водолазкина. Наверное, ассоциируется у меня с Гоголем по силе создаваемой жути. Потрясает силой самообвинения, самобичевания и самопожертвования, что, конечно, на мой взгляд, делает его очень русской литературой в ее очень крайних проявлениях. Мои неотступные вопросы на протяжении большей части книги: «За что?» и «Почему именно так?», «Разве нельзя любить людей без ненависти к себе?», «Кому нужна это самоненависть?», «Кому от нее лучше?», «Разве в этом идеи Христа?», «А как же возлюби себя...?», «Почему отрицается тело?», «Может ли христианство быть не таким жутким?», «Это все зависит от людей его истолковывающих?» и т.д.
    Пугают и отворачивают от себя игры автора со временем. Эта временная каша мне совсем не кажется «вкусной». Я ничего не имею против линейно разворачивающихся событий со своими причинно-следственными связями. Эти игры с пророчествами и вещими снами, пронизывающие книгу. Они почему-то приравниваются к теории Эйнштейна, просто все намного «доступнее объясняют».
    Не особо лично мне близка это его почти невидимая грань между жизнью и смертью: когда спят на могилах, когда мертвецы живее живых, а живые мертвее мертвых. Как бы даже никто и не умирает вообще… Можно сопровождать в смерти… ? И от мертвых никогда не отделиться или отделаться? Поэтизируется на века близкая душевная связь с мертвой женщиной, длящаяся десятилетиями, ради которой жертвуется всем… ? Это за жизнь? Или скорее за смерть? Получается, что единственный смысл и цель жизни – это искупление… ? Как-то не очень близко. Так же, как тема бесов/ангелов… ? Дайте еще что-то на выбор, пожалуйста!!!
    Ну, конечно, впечатляет способность писателя так свободно выражать себя на древнерусском. И даже забавляет умение соединять несоединимое…
    Анна.

    0
    0
  • 5/5

    После прочтения некоторых книг возникает трудность ответить на простой вопрос «о чём книга и какой главный смысл прочитанного?». Ощущение, что прикоснулся к чему-то великому и безумно ценному, но описать увиденное или услышанное невозможно. Любые слова будут умолять красоту и мощь того, с чем ты соприкоснулся.
    Формально книга Евгения Водолазкина «Лавр» — это житие святого, описание его мытарств. Это лишь наглядная часть романа. При прочтении понимаешь, что роман о безграничной любви, о времени, о Боге и тайне. Травник Арсений в начале романа переживает сильную трагедию, и в результате в душе юноши поселяется вечная вина за произошедшее. Это чувство, рожденное безмерной любовью к своей возлюбленной, перерастает в сопричастность и ответственность за ту боль и несчастья, что происходят в мире. Весь его жизненный путь превращается в служение и жертву, которая будет причастием и покаянием, которого лишились его Устинья и нерожденный сын.
    В романе автор перемешивается древнерусский язык с современными словами, жители XV века цитируют Антуана де Сент-Экзюпери, герои рассказывают, что территория кладбища стала комсомольской площадью, в средневековье в лесу появляются пластиковые бутылки. Писатель подчеркивает мысль, что время – иллюзия нашего немощного ума, не способного вместить всё понимание мира. «Я скажу странную вещь. Мне все больше кажется, что времени нет. Все на свете существует вневременно, иначе как мог бы я знать небывшее будущее? Я думаю, время дано нам по милосердию Божию, чтобы мы не запутались, ибо не может сознание человека впустить в себя все события одновременно. Мы заперты во времени из-за слабости нашей.» Полное ощущение мира может вместить только понятие Бог. «Люди свободны, ответил Амброджо, но история несвободна. В ней столько, как ты говоришь, помыслов и поступков, что она не может свести их воедино и объемлется только Богом». Безграничная любовь к Устинье приводит главного героя к мыслям об иллюзорности времени, понятию и ощущению всеобъемлющего Бога. Автор неявно выражает мысль, что любовь предшествовала созданию мира, что «Бог есть любовь».
    В итоге главный герой, претерпевая много невзгод и лишений, меняя имена и звания с травника Арсения до старца Лавра, символически получает прощение и возможность мирно уйти, спасая деревенскую девушку с ребенком и взяв на себя грех нечестивого человека. Старец Лавр возлагает на себя полную ответственность за всё, что твориться в мире, и становится подобен Богу, который для автора так и остаётся непостижимой тайной. «Что вы за народ такой, говорит купец Зигфрид. Человек вас исцеляет, посвящает вам всю свою жизнь, вы же его всю жизнь мучаете. А когда он умирает, привязываете ему к ногам веревку и тащите его, и обливаетесь слезами. Ты в нашей земле уже год и восемь месяцев, отвечает кузнец Аверкий, а так ничего в ней и не понял. А сами вы ее понимаете, спрашивает Зигфрид. Мы? Кузнец задумывается и смотрит на Зигфрида. Сами мы ее, конечно, тоже не понимаем.»
    Роман «Лавр» Евгения Водолазкина – это прекрасная, великая литература, создаваемая на наших глазах! После прочтения последних строк недоступность словесного выражения того величия бытия, о котором я услышал у автора, выразилась невольно наворачивающимися слезами и таинственным трепетом внутри!

    0
    0
  • 4/5

    Книга понравилась, хотя, как мне показалось, места есть куски текста, как будто не дописанные, как будто автор что-то хочет сказать, но не может. Такое ощущение. Вообще очень люблю его творчество и стараюсь следить за новинками, но эту книгу проста только-только... рекомендую!

    0
    0
  • 5/5

    Книга сильная, и в принципе абсолютно понятная и нужная, но при всем уважении к значимости автора и его творчества и при всем понимании прискорбного оскудения нравов и деградации общества на фоне социально-экономических событий последних лет, мне все-таки не хватило философской глубины текста, его глобальной осмысленности на фоне человеческого бытия, такого как, например у того же Шарова в его "Бегстве в Египет". Все эти временные провалы и краткие описания рядовых видений будущего, на мой взгляд только портят картину. Без них роман был бы полновеснее и глубже. Но кому как. Контакт персонажа с властью как юродивого и как монаха тоже отдельная недоработанная тема. Уход в монашество и отшельничество в средневековье, да и поныне был и остается пожалуй единственной возможностью отдельной личности абстрагироваться от государства и во многих случаях противопоставить себя ему. В "Лавре" государство и как бы есть и как бы нет. При всем величии личности героя, все его этапы трансформации (Арсений -Устин -Арсений- Амвросий-Лавр) так или иначе пролегают рядом с власть имущими и зависимость действий героя от воли властителей перестает ощущаться лишь в финале третьего этапа. Религиозная же составляющая весьма велика и описана очень исторично, при всей неисторичности всего остального. Вот только автор никак не намекнул, что буквально через сто, сто пятьдесят лет после описываемых событий многие идеи и взгляды героя и его религиозного окружения будут расцениваться уже как ересь. Далее - тема вины и покаяния, пожалуй основная моральная канва книги. Да, здесь она раскрыта досконально, но с современной изобретательностью, почти по Фрейду. И это абсолютно не портит картину, поскольку опиши ее автор в понимании того времени, большинству современных читателей было бы сложновато уловить причинно-следственные связи. И вообще такого уровня книга требует предисловия и комментариев, о чем издательство абсолютно не позаботилось. Думаю, автор к этому еще вернется, и предложит нам доработанный и откоментированный шедевр( ну или своего рода расширенное продолжение), изданный на серьезном издательстве.

    0
    0
  • 1/5

    Откуда столько восторженных отзывов? Полнейшее разочарование! Не понравилась с первых страниц, сам стиль письма, герои, сюжет,ну вот всё по отдельности и ничего было бы,но вместе вышло невкусное и тошнотворное блюдо...не знаю смогу ли я дочитать до конца этот бестселлер...

    0
    0
  • 5/5

    Хорошая книга и тема не банальная. Такое "жития святых" современным, но с использованием архаизма, языком. Качественное, динамичное повествование. Мне кажется, впервые в мировой литературе показан подробный путь становления святого, с самого детства и во всех подробностях до конца. Отличная работа. но не шедевр. Самой магии и "духа" в произведении не хватило. Конечно есть классный сюжет. классный язык, тема такая высокая, но высоты художественного произведения нет. Смесь Паоло Коэльо, Дэна Брауна и жития святых. НО из современного "маст рид".А если хотите настоящего волшебства художественной литературы, то читайте любого Пелевина, там святого духа достаточно и без церковных слов.

    0
    0
  • 5/5

    Потрясающая работа! Жемчужина современной литературы, которую и современной язык назвать не поворачивается, ведь это уже классика. Приятно осознавать, что не перевелись еще настоящие писатели от бога, имеющие какой-то природный дар создавать такие полотна.

    0
    0
  • 4/5

    От книги о боге ожидаешь каких-то нравоучений. «Посмотрите, надо вот так». «Посмотрите, смысл вот здесь». Ничего подобного нет в «Лавре». Евгений Водолазкин говорит о боге очень деликатно и ненавязчиво. Мысли автора глубоки и интересны вне зависимости от того, верите вы в хождение по воде и непорочное зачатие или нет.
    «Лавр» - история о средневековом русском святом. Книга и по форме напоминает житие святого. Удивительно, но это не скучно. Сюжет подвижный, с неожиданными поворотами. Читается легко. Вспахивать интеллектуальные пашни не придётся, хотя поводы подумать возникают регулярно. Но думать о «Лавре» несложно и даже приятно.
    Отдельный плюсик за атмосферу средневековой Руси, которой Водолазкин насыщенно выкрасил роман.
    Отдельный минусик за попытки быть остроумным. Получается не всегда. Многие попытки так и остаются попытками.

    0
    0
  • 4/5

    Книга неоднозначная. Проглотил выражение из уст средневекового старика "мы в ответе за тех, кого приручили". Хотя прозвучало неуместно, неоргонично, ну да Бог с ним. Но когда автор пишет, что в лесу из-под снега появились пластиковые бутылки... Вся атмосфера рухнула,книга стала неинтересна. Лес вне времени? Отлично! Где в тексте хотя бы намек на это?! Как я должен понять это?! Мне бац по голове пластиковой бутылкой! Не люблю новомодные штуки, типа перформанс, я так вижу, и прочее. Ценность книги на этом ушла. Буду дочитывать, но уже так, для личной коллекции.

    0
    0
  • 5/5

    эту книгу прочитала ещё год назад. но каждый раз как вижу её в продаже. на душе становится тепло.мне очень понравился сюжет. до сих пор помню о чём и как там развивалась история.из головы сюжет не выветрился.читается легко. нуууууу очень интересно.однозначно советую к прочтению. одна из любимых книг стала для меня

    0
    0
  • 4/5

    Вина, которую нельзя искупить висит домокловым мечом. У каждого своё возмездие. И самое тяжёлое - самообвинение. Он выбрал испить свою чашу до дна.
    Я под впечатлением прочитанной книги «Лавр».
    У каждого своя история жизни.
    История жизни главного героя – путь не искупления своей вины, а путь приговорённого к жизни виной.
    Впечатляет непреклонность и сила духа этого человека, выбравшего путь аскезы и глубокой внутренней работы, прошедшего большое количество испытаний разного характера от голода до серьёзного духовного выбора. У меня такое ощущение, что его душа становилась всё светлее, светлее, светлее и превращала его в святого ещё при жизни. При этом его вина не могла утолиться до самой его смерти.
    Его поступок из страха, из слабости, из неуверенности не остался без последствия. А последствие таково, что ничего не вернёшь, не исправишь. Идея - прожить жизнь за другого человека, как бы отдавая свою жизнь , не считая себя вправе быть прощённым, дала силу пройти свой жизненный путь достойно, даря жизнь и здоровье очень многим людям. Каплями приходило примирение с собой, с каждой исцеленной болезнью другого человека, с каждым пройденным испытанием. Становилось огромной внутренней силой, душевным теплом и глубокой мудростью.

    0
    0
  • 5/5

    Обожаю Водолазкина! Лучший русскоязычный писатель современности. Никакой бульварности и при этом лёгкий язык и захватывающий сюжет. Читаю все его книги, они все разные, каждый раз у писателя что-то новое! Рекомендую.

    0
    0
  • 5/5

    Присоединюсь ко многим хвалебным отзывам. Действительно, достойное произведение. Характеры героев прописаны очень точно и живо. Читаешь и веришь, что все эти люди правда существовали. Что это не выдумка, а реальная история.

    0
    0
  • 5/5

    это одна из тех книг, прочитав которую, отказываешься верить в то, что это всего лишь слова на бумаге, никогда этой истории не было и персонажи вымышлены. После такого произведения ещё долго не получается взять в руки что-то новое. Мне, человеку нерелигиозному, читая эту книгу, хочется молиться.

    0
    0
  • 4/5

    Приобретая Книгу , хотелось почитать , что то о душе , духовном развитии о единение с высшими силами , но чтоб в художественном варианте . Эта книга по аннотации так мне и виделась . Но прочитав ее , не испытала абсолютно никаких чувств кроме как равнодушия. Хотелось быстрее дочитать до конца и забыть. Чисто с психологической точки зрения , главный герой явно с психическими отклонениями , с упорным чувством самобичевания.
    Ладно , опустим это . Такова идея автора .
    Вот шёл он в Иерусалим , но нет ни описания его нахождения там , все вскольз . Он ведь так ждал посещения святого места и нет описания его чувств когда это произошло . А было б интересно ..
    Как то все сухо написано , нет погружения в историю , нет погружения в образ героя . Как то все поверхностно, вскользь.
    Тем не менее отдам должное автору - язык и игра слов привлекла ,наверное один из немногих положительных моментов для меня .
    Качество печати понравилось .

    0
    0
  • 5/5

    Книга заставляет о многом задуматься, переосмыслить, а также мотивирует на добрые дела, на доброе слово, на то, что можно лишний раз н доказывать свою правоту, а просто дарить окружающим свою любовь, внимание и добро. Про жертвенность и стремление помочь, не задумываясь о себе, а только Веря во Всевышнего. Его удивительная вера, самоотречение кажется нам нереальными, но открывают перед нами новые горизонты, показывают как можно жить, в чем находить радость.

    0
    0
  • 5/5

    Глубокое одухотворенное и одновременно давящее, щемящее душу ощущение осталось после прочтения этой книги... Послевкусие как после просмотра фильмов Балабанова. Хочется помолчать.
    P.S. По тексту обнаружилось несколько ляпов и несостыковок, но это - укор, скорее, к редактору, чем к автору.

    0
    0
  • 3/5

    Впечатления неоднозначные после прочтения. Из плюсов: прекрасный язык, удивительное послевкусие, настоящий русский роман в традициях классической литературы. Из минусов, читать было откровенно скучно, приходилось заставлять себя. То ли сам жанр жития на это повлиял, то ли ещё что, не знаю.

    0
    0
  • 5/5

    Евгений Водолазкин. «Лавр».
    Не понравилось.
    Да уж. Мысль Автора, аки Мысь (белка) растеклась по Древу, и растеклась, отдадим ей должное, не на шутку.
    На мой взгляд, это не роман, – и не фантастическая повесть, а какой-то новый, интересный и нужный миру жанр. Назову его –«Суконно-фанерная Рацея с частыми рвотными сценами». Написанная из самых добрых, (хочется верить), этических и нравственных побуждений Автором. Читаемая из самых лучших, нравственных и этических алканий читателями.
    Приступая к книге, я посмотрел в Интернете, кто такой Автор. О нём я раньше ничего не знал, хотя прочёл его роман «Авиатор», который понравился. Узнал об Авторе много хорошего. Евгений Германович Водолазкин умный и очень учёный человек. Доктор наук, что-то такое мудрое, древние русские рукописи, вроде. Он работал у академика Лихачёва. Приятно вести диалог (а чтение книги для меня всегда внутренний разговор, диалог) с умным человеком. Я принялся за «Лавра». Но первая же четверть книги (а больше я не смог осилить), скажу честно, повергла меня в недоумение. Поделюсь своими сомнениями, может, я и не прав...
    1. Многое в «Лавре» нас приятно настораживает с первой же страницы. Вот мы видим описание деревни. Русь, средние века. Хорошо...Пусть. Значит, жанр – историческое повествование. Но тут же начинают всплывать в заявленном средневековье понятия, выражения, и, даже, предметы из века двадцатого. Это что же, у нас постмодернизм? Или, напротив, действие «машины времени», как в культовом фильме про Ивана Васильевича? В любом случае, это Неисторический Роман. Хорошо, пусть это Фентези, фантастика, почему бы и нет?
    2. Но фантастика – это острый сюжет, захватывающий читателя, засасывающий его в воронку событий и парадоксов! Вспомним Стругацких – не оторвёшься, читая. А в «Лавре» действие нарочито замедлено, разворачивается на фоне условных, Фасбиндерских каких-то, декораций. Скорей всего жанр вещи, решил я – Житие.
    3. Ладно, допустим, что «Житие». Лавр такой целитель-маг, Аполлоний Тианский, только свой, посконный, русский. Пусть. Житие мага Лавра на условной Руси с элементами временной фантастики. Но почто Житие сие, ради гетского бога Замолксиса, так тоскливо изложено? Начнёшь читать «Житие Аввакума», за уши не оттащат! Можно ведь и Житие подать? Но тут перед нами не Житие, а некий Авангард, деконструкция... Поселяне Руси заговорили вдруг на книжно-церковном. Эвон, как! Это то же, что я бы в супермаркете заговорил «высоким штилем» Ломоносова: «вострепещи, мой рубль укравший незаконно!» Хм...
    4. Ладно, жанр произведения неясен. Характеры картонны. Исторические декорации условны. «Машина времени» пугает своей иррациональностью. Язык скучен и намеренно суконен. Стремительной «пружины» развития событий нет. Зато задумка хороша – проповедь идей стоицизма и жертвенности. Такие «Нравственные Письма» Сенеки с включениями из «Тараса Бульбы». Цель действительно хороша, тут я не иронизирую. Единственное, что мне в «Лавре» действительно понравилось –хорошая цель, доброе намерение.
    5. Однако всё «цель» да «цель», поговорим о средствах. Множество бодрых и нежданных сцен, предложенных в «Лавре», признаюсь, смутили мой желудок. Вдруг, например, появляются червивые младенцы – приятного вам аппетита! Младенцы уплывают, приплывает говно и блевота. Зачем Автор решил обогатить внутренний мир читателя этими пикантными сценами?
    Подобное описывал только Золя, но у него каждая такая сцена опирается на «железную» внутреннюю конструкцию, она необходима всему роману– классик! А тут отврат смотрится, как ненужное лепное украшение «сталинского ампира», к чему он тут?
    Резюме.
    Автор очень умный человек, а не получилось, не сложилось в этот раз. Почему? Не знаю... И талант есть – в «Авиаторе», в конце, когда самолёт взлетает – великолепно!
    Да уж. В общем, аз грешный бысть («паки-паки, иже Херувимы») в непонятках от всего этого, метав книгу, бормотав «чур меня, чур!» и отрицался!

    0
    0
  • 3/5

    Впечатление - странное. Язык очень хороший, но в целом для меня этот роман "пирожок ни с чем". Осилила примерно четверть. Книга на очень большого любителя. Само издание качественное, шрифт прекрасный четкий.

    0
    0
  • 1/5

    Не знаю, куда деть эту книгу-не хочу ее видеть на полке. Рвотное состояние. Для меня , человека верующего
    интересующегося Средневековьем, историей, литературой
    слушающего старославянский как музыку, эта книга сплошная пошлость и извращение. Очень удивлена. Пробовать ли читать другие книги Водолазкина?! И интересно,что бы сказал на это Д.С. Лихачёв. Хоть и указано, что маты, но коробило читать это от автора -доктора фил наук

    0
    0
  • 3/5

    Очень много крови, смерти и уныния.. Осадок от книги «всё плохо». Бога нет совсем, он где то очень далеко, и не факт что существует.. Я верующий человек, есть отдельные цитаты которые понравились, но в целом книга может оттолкнуть от веры совсем.

    0
    0
  • 1/5

    Отвратительная книга. Как можно сравнивать это чтиво с классической литературой? Так смешать духовное с непотребным (маты, фекалии, некрофилию, мастурбацию). Удивляюсь восторженным отзывам читателей. Вот именно сейчас и происходит переоценка ценностей для человечества. Страшно...
    Книгу не покупала, взяла в библиотеке. Не советую читать

    0
    0
  • 1/5

    Мне не понравилось. Совсем.
    Все, что было в голове у автора, просто свалено в одну кучу. Куча - в целом, очень подходящее к данной книге слово.
    Все задуманные фишечки, типа врезок про пластиковые бутылки, про события далёкого и недалекого будущего - прописаны слишком грязно, топорно, неаккуратно, из-за чего из фишечек они превращаются в "что-за-бред".
    Первая и, думаю, последняя книга автора, которую я держал в руках. Вероятно, кто-то где-то очень его любит по-человечески и помогает ему являться одним из самых популярных авторов современной России. Иначе не могу это объяснить.
    В общем, я не рекомендую. Это дно.

    0
    0
  • 4/5

    Давно уже хотел я добраться до романов Евгения Водолазкина. Но смущало меня их описание, казалось, что будет это чем-то заумно постмодернистским, напичканным всяческими скрытыми отсылками и аллюзиями, текстовой игрой, в общем - не для души книжки, а тренажер для ума. Нечто вроде нашего русского Умберто Эко. Автор-то - филолог-медиевист, интеллектуал, любитель всяческих литературоведческих и лингвистических финтов... И тут коллега мне подкинула почитать роман Водолазкина "Лавр" с уверением: "Да тебе точно понравится, обещаю!" Ну что, взял, прочитал.
    Итак... Это просто великолепно! Я читал и получал неимоверное удовольствие, это было чистое наслаждение текстом. То есть все, о чем я выше написал, там есть, это факт. И постмодернизма в количестве, и отсылок, цитат, подтекстов и прочего, и языковой, стилистической игры, и финтов тех самых... Но! Как же это все легко, душевно и тепло подается! Так писать - это настоящий талант. Более того, книга вроде бы с сугубо православным посылом и в соответствующем контексте. Но совершенно нет никакого унылого проповедничества и морализаторства! Такое все светлое, живое, мягкое. Столько отличной иронии! Ирония вообще проходит через весь текст и делает его тем, что он есть. Великолепно, короче. И работа с текстом - высочайший уровень: каждое слово, каждая фраза выверены и находятся на своем месте. Такое тонкое и уместное манипулирование стилями... Читаешь - и радуешься. В общем, я безумно доволен остался и всем советую читать, если еще не!
    Хочу еще читать Водолазкина очень и сделаю это обязательно. Боюсь, правда, немного... Здесь ведь, в "Лавре", Древняя Русь со всеми вытекающими, много древнерусской литературы, культуры, мироощущения... То есть как бы специализация основная автора. Так же круто будет ли и остальное? Эх, не разочароваться бы. Но пока - восторг!

    0
    0
  • 5/5

    Эта именна та книга, которую хотелось бы оставить для потомков, чтобы именно с ней ассоциировалась литература наших времен.
    Слог, образы, мораль - всё выстроено идеально.
    Что касается самого сюжета, то несомненно на авторскую нить нанизаны истории, уже известные нам по житиям святых. Но так как далеуо не все сегодня читают житийную литературу, то многие откроют для себя интересные сюжеты.
    Читать обязательно. А дальше можно и жития святых почитать. Очень органичный переход получится.

    0
    0
  • 5/5

    Профессиональные литературоведы разделяют этапы развития человечества, которые отражаются на творчестве. Так, присутствуют светлые и темные периоды. Литература светлого периода характеризуется силой портрета, яркостью событий сюжета, пейзажностью их описания и порой некоторой вычурностью слова.
    Произведения же темного периода раскрывают более чувства и эмоции человека, эволюцию души, они более направлены внутрь, а не вовне.
    Прочитав "неисторический роман" Евгения Водолазкина "Лавр", отчетливо видишь, как данную книгу можно ранжировать к литературе темного периода. Примечательно то, что автор - наш современник, но очень умело, через динамику слова погружает читателя в эпоху русского средневековья (лично у меня даже цвета приходящих образов были какими-то приглушенно старорусскими).
    В центре романа история жизни древнерусского целителя, ставшего по итогу святым человеком. Интересно, что повествование разделено на книги жизни главного героя, в каждой из которой у него было разное имя. Меня этот символизм тронул, потому что, как я писала когда-то ранее, я тоже считаю, что человек, если он живёт, он действительно меняется. А следовательно описать его одинаково в 17, 35 и 50 лет - невозможно. Даже именем (индейцы были правы!).
    Интересна игра автора со временем - оно как отдельный герой в романе, оно ощутимо-осязаемо своим присутствием, для меня проявляется неожиданно в каких-то "скачках" назад в будущее, которые передают читателю дополнительный смысл от происходящего в основной линии повествования. И автор целенаправленно передает идею одномоментности происходящего, отсутствия чёткого деления вчера-сегодня-завтра". Все переплетено и существует здесь и сейчас.
    Читая, я пару раз все-таки задалась вопросом "Ну что за хрень? " (эмоции по-станиславскому тоже прилагались). Так, в принципе весь сюжет построен на идее жертвенности (что характерно для идеи великомученичества). И я рада своим эмоциям и благодарна Евгению Водолазкину, потому что точно для себя ощутила, что такой святости мне "не нать". Я не вижу героизма в отшельничестве, самоистязании, ограничении себя. И возможно мне померещилось, но и главный герой в конце своей жизни во внутреннем диалоге сам себя спрашивает "А зачем вот так все? Может и проще можно было?" Я утвердилась в мысли, что истинное счастье и даже святость в том, чтоб жить полно и всесторонне свою жизнь, встречаясь с чужими и своими пороками, разными людьми и расти в этом взаимодействии, эволюционировать, сохраняя важные для себя принципы. А может и понять, что принципов на самом деле нет.
    Я писала в начале о литературе светлого и темного периода. И вот поняла, что всё-таки Толстой для меня пока самый гениальный писатель. Потому что в его романах есть все: и события, и портреты, и характеры, и масса рефлексии, и самое главное - любовь. А я ж люблю, чтоб все и сразу! (Ну грешна, грешна))). Поэтому однозначно положительного или отрицательного отзыва о книге не скажу, но отмечу, что текст точно расширяет рамки сознания, способствует возникновению вопросов к себе и миру. Я бы её назвала отличным тренажером.
    Поняла ещё, что литературный, как и другой вкус, нужно развивать - так, я никак до сих пор не пойму Маркеса, хотя он записан в золотой список авторов. Может "не доросла ещё", а может просто не мое и черт бы с ним))))
    В окончание оставлю тронувшие меня цитаты из "Лавра".
    Христофор не то чтобы верил в травы, скорее он верил в то, что через всякую траву идет помощь божья на определенное дело. Так же, как идет эта помощь и через людей. И те, и другие суть лишь инструменты.
    Мозг - царь всего тела и находится на самом верху, потому что из всех тварей земных лишь человек - разумный и прямоходящий. Его бесплотная мысль, находясь в теле, возносится к небесам и постигает совершенство мира сегодня. Ум - очи души. Когда эти очи повреждаются, душа становится слепа.
    Узнаем ли мы друг друга в вечности, спросила душа Арсения. Это во многом зависит от тебя, сказала Смерть: в ходе жизни души нередко черствеют, и тогда они мало кого узнают после смерти.
    Чудо может быть результатом труда, помноженного на веру.
    Вы боитесь, что принятое решение лишит вас дальнейшего выбора, и это парализует вашу волю.
    Исцеляя болящих, принимаешь их грехи на себя.
    Идти по знакам легко, и для этого не нужно мужества. Попробуй идти без.
    Главная трудность состоит не в движении, а в выборе пути.
    Повторения даны для преодоления времени и нашего спасения.
    В конце романа диалог немецкого купца Зигфрида и русского кузнеца Аверкия.
    - Что вы за народ такой? Человек вам всю жизнь посвятил, лечил вас, а вы его всю жизнь мучили. И после смерти привязали за ноги и таскаете по полю,- спрашивает купец.
    - Ты живёшь в нашей земле почти два года, а так ничегошеньки не понял про неё,- отвечает кузнец.
    -А сами-то вы про неё понимаете?- спросил немец.
    -А сами мы про неё, конечно, тоже не понимаем. - сказал русский.

    0
    0
  • 5/5

    Для меня эта книга-безусловный шедевр,какое-то невероятное сплетение всего:событий,языков,глубины. Какое потрясающее чувство языка,какие глубокие знания. Восторг!

    0
    0
  • 1/5

    Отвратительная книжка! Врушная в своей якобы древнерусскости. Беспардонная в смешивании прошлого с настоящим, причем самым пошлым в этом настоящем. Убогая в стилевом отношении.
    На сто седьмой странице изнемогла. Потому что жизнь коротка, а великих непрочитанных книг ещё уйма!
    Жаль 850 рублей, на нее потраченных!
    И кто только даёт эти премии, которых автор победитель?

    0
    0
  • 4/5

    Начиталась миллион положительных отзывов, поэтому купила книгу.
    Безусловно, книга поднимает очень важные вопросы о вере, предназначении человека, об умении прощать, но написана очень тяжело. Читала ещё в самоизоляции в 2020 году, когда у самой на душе было тяжело, периодически ревела, пока читала, но стойко решила осилить.
    Конечно, большое уважение автору за написание книги, которая смогла вызвать такие сильные эмоции, заставила много размышлять о жизни, далеко не с каждой книгой такое бывает. Но душа после неё была вся наизнанку. Не для легкого чтения.

    0
    0
  • 5/5

    Великолепная книга! С первых строк текста читаю взахлеб и не могу остановиться.
    Прочитала на данный момент половину, поэтому пока нет целостного впечатления, но ясно одно: книга нерядовая, способная изменить человека, а, значит, и наш мир.

    0
    0
  • 3/5

    Лавр - это сказ о Средневековой Руси, о жизни целителя, который решил принять судьбу «святого», обрекая себя на немыслимые страдания, пытаясь искупить тяжкий грех, который повлек за собой смерть молодой женщины и их общего ребенка.
    О чем он??? О любви, о жизни и смерти, о горе и радости, о тьме и свете, о вере и неверии, об отсутствие временных границ.
    Впечатление от прочтения неоднозначное: не уверена, что мне захочется перечитать его, наверно я еще не доросла до такой литературы. Сказать, что осталась в восторге, не скажу, но ощущение погружения в другой мир осталось. Очень понравились цитаты, ёмкие и точные:
    «Так ведь главная трудность состоит, я думаю, не в движении, а в выборе пути»
    «То, что человеку дается по силе его, и есть наилучшее. А что сверх силы его, то не полезно»
    «Жизнь состоит из расставаний, но помня об этом, полнее радуешься общению»
    Читать или нет??? Не знаю, решать вам. Я прочла его. Легко и быстро не получилось, средневековый язык меняется на современный, сплошной текст, диалоги не выделяются... и мне это постоянно мешало

    0
    0
  • 4/5

    Понимаю, книга о высоком, светлом и далее по списку. Но лично мне мешали авторские ляпы, такие как пластиковые бутылки в лесу, оставленные туристами, и резиновые сапоги у рыбаков. Это встречается в начале книги в описании детства Арсения. Было подумала, авторская задумка, что-то типа временной петли или окажется, что описывается постапокалиптичная Русь веков эдак 25-х. Ждала до последнего, но нет, железобетонное Средневековье.
    И вот эти сапоги с бутылками очень подпортились впечатление

    0
    0
  • 5/5

    Долго не бралась за чтение этой книги, а когда вдруг она оказалась у меня в руках, то уже не могла оторваться. Для меня эта книга не о «пластиковых бутылках, торчащих из под снега», а о долгом пути развития души. О самопожертвовании, милосердии, об отречении от себя и ,порой, от мира во имя одной главной цели - искуплении своего греха. Книга пронзительная. Много мест, где текст невозможно читать без слёз на глазах. Слёзы еще долго не высохнут и после прочтения последней страницы. Вот одна из первых цитат, которая меня поразила в начале книги. У героя книги жил прирученный волк, который спас жизнь своим хозяевам и оказался смертельно ранен. «Почему он ушел умирать? Почему не умер среди нас, его любивших?…. Так он предупреждал нас, что в последнюю минуту каждый остаётся наедине с Богом»…

    0
    0
  • 5/5

    У каждого читателя свои романы, и у каждого романа свои читатели. И эта книга обречена на средний рейтинг. Потому что ею или восторгаешься, или вообще не понимаешь и тут же ненавидишь.
    (Совершенно точно) у каждого человека и у каждой идеи есть такая характеристика, как РАЗМЕРНОСТЬ (ёмкость). Что будет, если попробовать "уместить" куб (он трехмерный) на плоскости? Или, тем паче, на прямой? Проекции куба - это вообще не куб. То же и с идеей. Если идея по ёмкости шире, чем мировоззрение человека, то он может усвоить лишь проекцию, и полный смысл останется для него непонятен.
    Поэтому если Вы не готовы ПРОЙТИ ЧЕРЕЗ этот роман, разобраться, что же хотел донести автор и что в итоге у него получилось, почему так написано и зачем, то... И это нормально. Из своего очень широкого круга знакомых я рискну предложить прочитать этот роман только одному человеку. (Остальные - прекрасные люди, но просто "не_читатели этого романа").
    Слушала как-то про Йозефа Гайдна. Он написал свой "Сюрприз", чтобы слушатели не засыпали на концертах. И, как мне видится, именно этот "ход" использует Евгений Германович. (Рискуя быть "обвиненным в непрофессионализме")).
    Эта книга - энциклопедия раздражителей. Почитав комментарии, можно заметить, что людей "триггерят" одни и те же вещи: временнЫе несоответствия, которые то появляются, то исчезают (вкрапление современной лексики и брани
    я была убаюкана повествованием, а тут вдруг БУТЫЛКА, меня буквально подбросило, ), НЕоформление диалогов (о, человек, такой, как я, который любит, чтобы было "правильно", будет чесаться), все эти берестяные грамоты, от которых ЖДЁШЬ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ..., пропущенные строки (в голове вопрос ЗАЧЕМ?), чернуха... (Все эти ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ очень важны. они - часть романа. К концу книги ни один вопрос не останется без ответа. Нужно лишь внимание, терпение и "открытые глазки".)
    И вот, когда ты отказываешься от своих ожиданий, принимаешь данность постоянных перемен и неувязок и уже точно "не сможешь уснуть", приходит КРАСОТА, красота форм и смыслов, когда практически каждый абзац хочется записать в тетрадь, а одна фраза может вызвать целый рой образов из твоей жизни.
    Этот роман, кроме своей собственной идеи, несёт отражение огромного количества уже написанного и воплощенного. Из этой книги (ну, у каждого свои видЕния) на меня смотрят и мне видятся Лесков, Булгаков, Коэльо, "Даун Хаус", "Брат Солнце, сестра Луна", "От красной крысы до зелёной звёзды" и ещё много всего испытанного, но пока не осознанного, потому что это всего лишь тени. И такая насыщенность поражает.
    Спасибо, дорогой Евгений Германович! За невероятное чувство юмора, красоту и емкость!

    0
    0
  • 1/5

    Просмотрев рецензии читателей на этом сайте на эту книгу, заметила, что чаще всего повторяются слова "омерзение" и "тошнота". Полностью с этим согласна - именно это я и чувствовала во время чтения. Если целью автора это и было, значит, его задумка удалась. Но я совершенно не понимаю, за что таким книгам присуждают какие-то премии. До конца дочитать не смогла.

    0
    0
  • 4/5

    На удивление лояльный к читателю текст. Ожидал чего-то тяжелого для восприятия. Но читается легко и быстро. Хотя при этом, подзатянуто, в силу того что сюжет достаточно очевидный. Что будет в конце с главным героем становится понятно в первой трети книги, да и не было у автора умысла что-то таить от читателя, не детектив все таки. Но за счет этой очевидной последовательности, повторяющейся для закрепления материала, местами даже нравоучительной, интуитивно хочется подсократить...

    0
    0
  • 5/5

    Пути Господни неисповедимы…Так случилось, что после «Возвращения в Египет» я одну за другой прочитал две книги. Один из авторов в представлении не нуждается – это Умберто Эко с «Пражским кладбищем». Другой попал в поле зрения благодаря Ирине (поклон) – Евгений Водолазкин и его «Лавр». Первый рассказал мне о том, что человеческое невежество и суеверия, боязнь чужого – даже если ты чужое никогда и не видел – рождают таких чудовищ, которые бывают только во сне разума. Книга интересна тем, как испорченная и порочная натура одного человека, проникнутого ненавистью или презрением ко всему миру, может начать творить миф. Миф обретает все черты правды и изрядную толику сочувствующих, адептов и, даже если спустя столетие доказано, что он чистой воды вымысел, многие в это не верят. «Протоколы сионских мудрецов» – эта книга о них, выпестовавших не одно поколение ненавистников иной веры, нации, культуры, мировоззрения. Не с этих ли страниц дорога привела к воротам Дахау и Освенцима? И забыть бы о делах минувших, но не так давно одна знакомая поведала мне со товарищами (без тени иронии или розыгрыша – не способна на такое), что евреям, чтобы приготовить мацу, необходима кровь младенца. Мол, остерегаюсь я их и детей своих предостерегаю. Так что «пражское кладбище» исправно функционирует и дает приют всем опасным суевериям и домыслам (тут улыбка довольно печальная, поскольку не до смеха).
    А после, словно широкий и радостный – несмотря на боль и страдания – луч солнечного света и доброты, осветивший все страницы «Лавра». Словно сказано свыше, что ночь обязательно сменяет день, на смену ужасу приходит покой. Главное, что есть люди – они в любые времена и лихие годины были в штучным изделием – несущие в себе свет, вбирающие в себя все зло мира и отдающие взамен неиссякаемое добро и теплоту: исцеление страждущим, утешение слабым духом и плотью. В этой книге очень живые люди, а они так часто побивают камнями праведников и чудотворцев, сбегаются смотреть на мнимое грехопадение человека святой жизни, не раз вынимавших их же из рук смерти, совершают гнусности и подлости, а после рыдают над содеянным. Так было очень давно, так есть и сейчас. Но такие, как целитель Арсений, дают надежду и ориентир, а это тот свет, что во тьме кромешной светит и не сможет тьма поглотить его до последних времен…

    0
    0
  • 4/5

    Изумительная история – тонкая, умная и драматичная. История о том, как тяжело любить вообще, делать выбор, идти своей жизненной дорогой. Книга о Вере и Верности, и том, что первое дает силы для второго.

    0
    0
  • 2/5

    Наконец то дочитала. Готова поделится впечатлением. Автор для меня был незнакомый. Но я читала о нем много положительных отзывов, особенно о Лавре. Премию «Большая книга» абы кому не дают(ну это я так думала).В общем, купилась на рекламу.
    Впечатления неоднозначные. С одной стороны у книги очень мощный замысел, но воплощение подкачало, как мне кажется.
    По началу было очень интересно.
      Средневековье, русская слободка, дед и внук…Дед целитель, верующий человек, травник. Предвидит смерть сына и невестки, но не в силах их спасти. Берет на воспитание осиротевшего внука, передавая ему весь свой жизненный опыт.

    0
    0
  • 5/5

    Лучше всего, на мой взгляд, об этой книге высказался З.Прилепин: «После её прочтения хочется стать святым». Это произведение из разряда тех, которые делают нас чище, заставляют работать над собой, меняться. Большое везение для всех нас, что эта книга вышла в такое время, пробилась, заявила о себе, собрала читателей. Это несомненно одно из лучших творений современной литературы.

    0
    0
  • 5/5

    Прекрасная книгаКнига очень понравилась всем: и тем, что рассказ идет о средневековье (а вроде и не совсем о средневековье), и сюжетом, и великолепным языком. Нельзя сказать, что читается легко, некоторые моменты у меня лично вызывали неприятие, но в целом книга дарит что-то незабываемое. Главный герой ищет прощения, прощения даже не себя, а своей любимой, которую невольно погубил своей любовью, забыв о Боге. На протяжении всего повествования он обращается к ней, просит знака или ответа, прощена ли она, о своем прощении и не помышляет.
    В книге есть все: и духовный поиск, и приключения, и размышления над вечными вопросами. Легко ли стать святым? У автора получилось об этом рассказать. Спасибо за хорошую книгу.

    0
    0
  • 4/5

    32561210, все вы поняли. Еще замечу – у автора очень слабое представление о том времени, где живет главный герой. Один карман у шубы чего стоит! некритичное восприетия жития святых, и каша, каша, каша.

    0
    0
  • 5/5

    Ожидала от прочтения многого. Дочитала с трудом. Здесь смесь жития святого, экстрасенсорики, мазохизма душевного и телесного, неоправданные вкрапления историй из жизни других людей и эпох.
    Возможно, я не права и не поняла идею автора. Возможно.

    0
    0
  • 4/5

    Книга вызывает довольно противоречивые чувства. Автор свободно мешает времена, понятия, действительность. В средневековом лесу находит пластиковые бутылки. Герои вдруг начинают изъясняться на современном сленге. Истовая религиозность на грани сектанства. И в то же время мораль и этика временами не однозначны. Не рекомендовала бы читать детям, подросткам, людям с несложившимся мировозрением и слабой психикой

    0
    0
  • 5/5

    Когда заканчиваю чтение хорошей книги, всегда грущу. Прочитав «Лавра», грущу уже неделю. «Печаль моя светла…». «Неисторический роман» читался на одном дыхании. Написано интересно, духовно, умно, красиво, с любовью к нашей истории, к людям и языку, написано добрым сердцем… Поэтому не отпускает… Просится сравнение с родничком… И думается о многом… Обязательно прочитаю другие книги этого автора.

    0
    0
  • 5/5

    К такой книге отзывы не пишут. Максимум на словах говорят «прочитай обязательно». К такой книге бог или судьба приводят, либо нет.
    От себя могут только сказать: когда читал эту книгу, я плакал.

    0
    0
  • 5/5

    ЛаврВеликолепная книга. Сильная. Но это не главное, сильных книг много. Лавр – книга светлая (это редкость) и при этом, ни на грамм не приторная (что невероятно). Через время – она станет классикой.

    0
    0
  • 1/5

    Столько противоречивых мнений! Захотелось составить своё собственное. Пока что прочитала с трудом 90 страниц и пребываю в полнейшем недоумении: это так всю книгу будет, или затянулось вступление? Бред какой-то. Нагромождение сведений. Особенно надоело чуть ли не в каждом абзаце читать какие снадобья и от чего были дадены. Даже захотелось проверить, а действительно ли (к примеру) для восстановления сна помогает настой древесного мха? и если нет, то зачем мне все эти фантазии? Очень порадовало описание средневекового(!) леса: "из-под снега полезла вся лесная неопрятность - прошлогодние листья, потерявшие цвет обрывки тряпок и потускневшие пластиковые бутылки". Я плакала от смеха. И о беременности, которая "протекала непросто": "возникли недомогания ... например, запоры ... Устину постоянно мучила изжога" и т.д. Высокохудожественное произведение. При этом толку от этих сведений для понимания чего бы то ни было - ноль. Попробую, конечно, дальше почитать... но вероятно сломаюсь даже раньше предыдущих читателей.

    0
    0
  • 5/5

    Произведение, которое оставляет долгое послевкусие, как ароматное выдержанное вино, нотки которого раскрываются совершенно неожиданно и надолго.
    Вот и отзыв пишется неспешно, даёт возможность мыслям собраться воедино и описать все, чем так хочется поделиться.
    В этом романе логическая составляющая всех последующих действий не имеет смысла. Здесь переплетается традиционная медицина и сила исцеления. То, что всегда, априори, не сочетается.
    Лавр – это средневековый врач, обладающий даром исцеления. Герой, в котором идеализируется воплощение человеческого добра и бескорыстия, но его судьба и жизненный путь выглядят отнюдь не такими гладкими. Мы проживаем с героем сложную жизнь, странствуя по разным городам, селам и странам, где путь его долог и важен для собственной миссии. Это тот самый яркий пример стремления к самопожертвованию и смирению.
    Хочу отметить язык написания романа – он словно бархат, обволакивает и укутывает. Описания природы и законов мироздания, вкрапления древнерусского языка - настоящая магия. А богатый и красивый текст, который дает полное погружение в мир славянского средневековья заставляет задуматься о том, как много я потеряла, что только сейчас начала для себя открывать российских авторов.

    0
    0
  • 1/5

    Средневековая Русь, травник Арсение явно обладает какими-то тайными знаниями. Нашел девушку, не успел с ней обвенчаться - она умерла в родах. Арсение сходит с ума и идет по миру искупать свой грех и отмаливать душу девушки и их ребенка.
    Жил он долго, менял свои лики - то травник, который исцеляет людей, то юродивый, то живет под именем умершей девушки, то живет голый зимой на кладбище, путешествует в Иерусалим, постригается в монахи и умирает под именем Лавр. Еще наделав добрых дел напоследок.
    Книга тяжело читается, там много старорусской речи.
    Но да - это восторг. Это любовь на грани безумства. Или безумство на грани любви.

    0
    0
  • 1/5

    Начитавшись восторженных отзывов об этой книге,тоже загорелась её прочесть. но такого разочарования от книг,я не получала давно.,а точнее никогда. сначала подумала,что со мной что-то не так,ведь многим понравился этот шедевр. но с каждой страницей читать все труднее и труднее..... себя заставляешь, но потом появляется стоп сигнал.все больше не могу читать этот бред. скупые предложения,написанные сухим языком. скомканные фразы и не оформленные диалоги. калач,х...й,могилы,твою девизию и прочее не понять к чему сказанное отворачивают от этого произведения навсегда. никому из знакомых рекомендовать его не буду.и скорее всего знакомство с автором тоже не последует. очень жаль денег на это произведение??

    0
    0
  • 5/5

    Много лет на одной из моих книжных полок лежал себе тихонько «Лавр» Е.Водолазкина. Давно я приобрела эту книгу, но почему-то не читала. Не было такого, что я взяла, открыла, пробежалась по первым строчкам и не стала читать дальше. Нет, просто поставила её на полку и всё. Она ждала своего часа. А тут в выходные рассматривала книжные богатства и рука сама потянулась к «Лавру». Кто может объяснить это? Никто. Такое спонтанное решение. Отзывы читать не очень люблю, так как иногда бывает стыдно за людей, когда они выплёскивают на голову автора всё своё ослоумие (остроумие, наверное, мнится им). Можно ведь просто написать, что не очень понравился сюжет, герои. И не обязательно поливать автора потоком бранных (в рамках цивилизованных сайтов, разумеется, без мата) слов и высказываний.
    Книга не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Думаю, что Евгений Германович хотел передать идею всепрощающего Бога. Несмотря на то, что Устина умерла «во грехе, без покаяния и причастия», милосердие Божие абсолютно безбрежно. И Арсений берёт на себя подвиг своей жизнью смягчить участь души любимой. Для него Устина и сын живы, они не умерли. Здесь ещё и идея вечной, жертвенной любви, которая может и горы свернуть, и «душу из ада вынуть». Казалось бы, то, что претерпел Арсений, невозможно вынести простому смертному человеку. А он и непростой, как мы видим.
    Нельзя как-то однозначно ответить, понравилась книга или нет. В каждой из прочитанных книг таится целый мир, задуманный автором. Что-то откликается в душе, что-то остаётся без ответа. Книги состоят из моментов, которые тебе и близки, и далеки. А «Лавр» - это огромный удивительный «остров», населённый необыкновенными, порой кажется, что мифическими персонажами. Несомненно одно – книга заставляет подумать, поразмышлять над многими сложными вопросами.
    Предания древних дней в романе переплетаются с событиями более современными. Для главного героя, разумеется. Речь то иносказательна, певуча, мелодична, то невозможно проста. Есть и спорные вопросы, истины, которые предлагает Евгений Германович. Нужно оставить автору право трактовать свою книгу так, как он её задумал. Не вступать в полемику о том, что не совсем, может быть, он прав. Мы можем лишь предполагать, о чём думал человек, когда создавал все образы, перетекающие из одной главы в другую. Каждому читателю откроется в этой книге то, что ищет именно он. Или навсегда останется тайной.

    0
    0
  • 4/5

    Уже прошел год после прочтения, но впечатление остаётся. Не хорошее, не плохое. Не в этих категориях. В книге описывается такой ужас и надрыв, такой подвиг и великий труд, такие муки страдания и преодоления, что, похоже, сам автор, перестал понимать, ради чего всё это, и в чём смысл и цель человеческой жизни.

    0
    0
  • 4/5

    Книга написана хорошим языком, легко читается, быстро. Огромный плюс - она очень, если можно так сказать, кинематографична. Я бы охарактеризовала так все книги Водолазкина.
    Пластиковые бутылки смутили, как и многих, но ближе к концу повествования это выглядело органично )) Вопрос все же, зачем это было. Впрочем, писатели - они такие, были случаи, вон собачек на полях рисовали, чтобы редактора отвлечь.
    Теперь о минусах. Увы, вторично. Все это уже было. И было мощнее. Осталось стойкое ощущение "проекта", слишком распиарили и автора, и книгу - перебор, ребята. Впрочем, читать все равно было интересно.
    Сюжет: как по мне, это не о Боге и уж тем более не о пути к нему. Это о всепоглощающем чувстве вины. О том, как нести этот крест.
    Шрифт, бумага: хороши.

    0
    0
  • 1/5

    Книга супер! Для людей невоцерковленых понять сложно. Это как объяснить вкус апельсина не познавшему. Образ Лавра собирательный и от Ксении Питербужской и от Серафима Саровского и от самого Христа(изгнание бесов из бесноватого, исцеление слепого). Прочитала на одном дыхании. Автор молодец!

    0
    0
  • 1/5

    Огромное разочарование. Ощущение тошноты от книги, жалко времени и денег, с трудом дочитала почти до половины. Про «пластиковые бутылки» вижу уже отозвались. Переварив «пластиковые бутылки» продолжила пытку чтением, но после того как тексте наткнулась на слова юродивого Фомы «твою дивизию», поняла, что эту авторскую кашу необходимо отнести в помойку!
    За что выдана премия «Большая книга»… а?

    0
    0
  • 5/5

    Тот случай, когда знакомство с автором состоялось!
    Евгений Водолазкин красочно, местами иносказательно, описывает житие некоего Арсения. Ненавязчиво, читатель становится глазами героя. Он видит и слышит происходящее с ним, может ему и сопереживать.
    Автор затрагивает много тем: бытовых, божественных, исторических. Заставляет читателя, через героев, поразмыслить над ними. Как детям, ставит проблему и размышляет: а так?... а так? получится? Читатель-размышляет, глядя в книгу и долго после прочтения, мысли и выводы остаются с ним.
    Отдельно хочу сказать про качество самой книги. Оно выше всяких похвал. Очень удобно и приятно, в век электронных книг, держать такой экземпляр.
    Не остановлюсь на одном-продолжу знакомство с этим автором и с другими книгами издательства.

    0
    0
  • 5/5

    mahotinaa почитайте "Держаться за землю" Сергея Самсонова. "Лавра" не читал, а "Держаться за землю" потрясло! ?

    0
    0
  • 5/5

    После прочтения книги, впечатления неоднозначные.

    0
    0
  • 5/5

    Лучшая книга за многие последние годы!

    0
    0
  • 5/5

    Рекомендую!
    Смесь истории и философии с приправой из филологии. Отличный рецепт от мастера.

    0
    0
  • 5/5

    Одна из лучших книг последних 10 лет

    0
    0
  • 1/5

    Обожаю эту книгу. Это шедевр. Водолазкин - лучший современный автор.

    0
    0
  • 5/5

    Отличный роман. Очень душевный, о многом заставляет задуматься.

    0
    0
  • 1/5

    Полнейший бред, простите. Первая половина ещё ничего, дальше сплошной сюр со второй части. Отнесла в библиотеку.

    0
    0
  • 5/5

    прекрасное произведение. как глоток свежего воздуха

    0
    0
  • 5/5

    Роман великолепный, очень понравился!

    0
    0
  • 2/5

    Хрень в чистом виде.

    0
    0
  • 2/5

    Распиаренный роман, распиаренный автор. Меня не смутило смешение древнерусского и современного языка, но появление пластиковой бутылки с лесу вызвало абсолютное недоумение ведь до этого ничего не предвещало фантастического сюжета романа, и дальше никакого объяснения появления этой бутылки не последовало. Автор описывает роман как вневременной, но как же это может быть, если по быту и описанию местности (упоминанию Москвы) читатель может предположить, что действие происходит в 12-13 вв. Пластиковая бутылка перевернула все представление о книге и вынудила прекратить прочтение. Увы.

    0
    0
  • 5/5

    Эта книга навсегда останется в истории русской литературы.

    0
    0
  • 5/5

    Для меня "Лавр" оказалось сильным произведением. О житии святого, юродивого. Произведение о человечности, истинной Любви, которая
    "… долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине
    все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится."
    После прочтения я стала наталкиваться на отрицательные отзывы о книге, в связи с несостыковками во времени, например. Я считаю, что автор, который филолог, автор работ по древнерусской литературе, не на этом акцент делал, не на "исторической справке", а внимание хотел обратить к человеческой судьбе, переживаниям душевным…
    Прочла году в 2015, но отзыв написала только сейчас, так как накануне прочла рассказ священника Николая Агафонова "Юродивый Гришка" и что-то решила "Лавра" перечитать…

    0
    0
  • 5/5

    Пластиковая бутылка в средневековом лесу уже «притча во языцах». Смешение стилей может быть стилем, но при условии, что выполнено стильно ). Вкладывать же старцу Христофору в уста «…то эту информацию я предоставлю тебе, что называется, тет-а-тет» - это что небрежность автора, редактора? Глупость? Провокация читателя? Если провокация, то она удалась- книгу бросил.

    0
    0
  • 5/5

    Интересный,необычный сюжет.Не могу оторваться от этой книги.Хороший язык автора.Я считаю, что это шедевр.

    0
    0
  • 1/5

    Не могу разделить восторга читающих данное произведение, так как книга на любителя пощекотать себе нервы, вызвать неприятные ощущения и забыть, как страшный сон.
    Смогла осилить только половину книги и далее не планирую читать. Возможно, смысл глубокий можно поискать, но все-таки, его можно найти в более высокоинтеллектуальных книгах.

    0
    0
  • 1/5

    Ужасно тошнотворная, мерзкая книга. Купила её, когда она была в топах продаж. А оказалось она бональный пересказ Житие. осилить данное произведение для меня стоило больших усилий. Мне жалко тех денег, что пришлось потратить на неё. Много мерзких подробностей в книги. Хотя эту книгу рекомендуют в одиннадцатом классе во внеклассное чнение для подготовки к ЕГЭ. Вообще не понимаю почему.

    0
    0
  • 4/5

    Книга безусловно интересная и достойна прочтения. Ожиданий в связи с шумихой конечно было больше, и только поэтому на 10 оценить не могу, но и ставить книге 1 несправедливо. В книге так много всего: религия, развитие личности, познание мира и ещё много много всего. Так глупо обращать внимание на пластиковые бутылки, которые очевидно не тупая опечатка, в книге часто происходит неожиданный переход на современный мир, да и вообще идёт некий микс исторический времен. Что касается «абъюзивных» отношений между главным героем и его любимой, хочется сказать современный мир не бережёт умы людей. В книге рассказано о детях, которые столкнулись с чувствами о которых ничего не знают, они взрослеют вместе, не знают что правильно, а что нет. В общем с книгой обязательно надо познакомится, а может даже и не раз.

    0
    0
  • 3/5

    Для меня, человека неверующего, книга осталась загадкой. Непонятен смысл, с какой целью она была написана. Что автор хотел донести до читателя? Верность любви? Страдание за любовь? Сюжет надуманный, на мой взгляд. Очень мешало чтению отсутствие выделения диалогов (наверное, это стилизация летописи и т.п.). Наверное - это просто не мой автор.

    0
    0
  • 5/5

    читала с удовольствием, буквально растягивала удовольствие, спасибо автору

    0
    0
Зарегистрируйтесь и получайте бонусы за покупки!



закладки (0) сравнение (0)