Книга: Хирург (Марина Степнова); АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2019
433 грн.
- Издатель: АСТ, Редакция Елены Шубиной
- ISBN: 978-5-17-077153-0
- Книги: Современная отечественная проза
- ID: 1714726
Описание
Марина Степнова - автор романа "Женщины Лазаря" (шорт-лист премий "БОЛЬШАЯ КНИГА", "НАЦИОНАЛЬНЫЙ БЕСТСЕЛЛЕР", "ЯСНАЯ ПОЛЯНА", "РУССКИЙ БУКЕР"), ее рассказы охотно печатают толстые журналы, блестящий стилист, а также главный редактор популярного мужского журнала.
В романе "Хирург" история гениального пластического хирурга Аркадия Хрипунова переплетена с рассказом о жизни Хасана ибн Саббаха - пророка и основателя государства исламитов-низаритов ХI века, хозяина неприступной крепости Аламут. Хрипунов изменяет человеческие тела, а значит и судьбы. Даруя людям новые лица, он видит перед собой просто материал - хрящи да кожу. Ибн Саббах требует от своего материала беспрекословного повиновения и собственноручно убивает неугодных. Оба чувствуют себя существами высшего порядка, человеческие страсти их не трогают, единственное, что способно поразить избранных Богом, - земная красота...
Видео Обзоры (5)
Став главврачом клиники, дочь хирурга, решила проверить сотрудников, а когда оделась в лохмотья и...
Хирург Тесс Герритсен. Триллер.
ПУТЬ ХИРУРГА - КАК СТАТЬ ХИРУРГОМ
Хирург подобрал на дороге незнакомую девушку. А когда он разглядел её на операционном столе...
КНИЖНЫЕ ВЫХОДНЫЕ ? ТОЛЬКО ТРИЛЛЕРЫ И ДЕТЕКТИВЫ
Характеристики (14)
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Марина Степнова |
Издатель | АСТ, Редакция Елены Шубиной |
Переплет | Твердый (7БЦ) |
Год издания | 2019 |
Возрастные ограничения | 16 |
Кол-во страниц | 316 |
Раздел | Современная русская проза |
ISBN | 978-5-17-077153-0 |
Возрастное ограничение | 18+ |
Количество страниц | 320 |
Бумага | Офсетная |
Формат | 132x207мм |
Вес | 0.33кг |
Серия | Проза Марины Степновой |
Цены (1)
Цена от 433 грн. до 433 грн. в 1 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Купить в кредит (2)
Компания | Предложение |
---|---|
Полезные онлайн-сервисы
Компания | Предложение |
---|
Отзывы (51)
- Ирина Ильина — 1 Января 1970
Необычный сюжет , немного трудновато в понимании , но в целом интересно.
00 - Светлана Ровенских — 23 Августа 2019
Очень похожа на Парфюмера. Не понравилась. Жутковатая. Кому хочется в очередной раз убедиться, что без любви получается только разрушить, вперед.
00 - Елена Ганжула — 10 Марта 2020
Это не моя любимая книга. Вряд ли я перечитаю ее еще раз, хотя бы потому, что это очень сильно похоже на "Парфюмера". Но я осталась под большим впечатлением от того, как эта девушка пишет. Эта книга намного хуже, чем два других ее произведения "Женщины Лазаря" и "Безбожный переулок", но честно, даже не ожидала, что наша отечественная писательница способна на такую прозу. Советую заострить внимание на этом авторе.
00 - Савельева Ирина — 22 Января 2013
Савельева Ирина. Неожиданно интересная книга. Читается на одном дыхании, автор сначала глазами мальчика из глубинки, а позже успешного специалиста (Хирурга), подробно описывает ущербную пустую жизнь поколения своих родителей, которые, как он считает, жили и не знали зачем, бездарно гробя ее. Описание матери,вроде привлекательной, следящей за собой женщины, свыкшейся с тем, что ее муж тупое чудовище, и от него никуда недеться, оставляет ощущение уродливости и никчемности. Маленький захолустный городок словно затхлое болото, из которого почти невозможно выбраться, а жители его сплошные уроды, вдохновляет главного героя, Хрипунова, на то,чтобы он стал не просто хирургом, а именно,специалистом в области пластической хирургии, который способен изменить внешность некрасивого человека.Параллельно в книге идет повествование о жизни Хасана ибн Саббаха - пророка и хозяина неприступной крепости Аламут. Описание главного героя, хирурга, и пророка идут как бы в сравнении,но оба они безжалостны и объединяет их страсть к красоте, для обоих - люди - это человеческий материал и не больше, из которого можно вылепить совершенство, удовлетворяющее амбиции существ высшего порядка.
00 - lartis — 23 Января 2013
Наконец-то переиздали "Хирурга" Марины Степновой, написавшей очень мне понравившийся в своё время роман "Дети Лазаря". Кстати, последний потом вошёл в шорт-лист премий "Большая книга", "Национальный бестселлер", "Ясная Поляна", "Русский Букер"...
"Предельно жесткая, беспощадно красивая проза, где история пластического хирурга Хрипунова переплетается с судьбой Хасана ибн Саббаха, персидского Старца Горы и основателя секты ассасинов, где никто никого не любит, где каждый одержим своими демонами накрепко и без всякой надежды на спасение. Это роман о безумии, смерти, зле и… красоте. И о том, что не каждые желания стоят осуществления" - это о "Хирурге".
Что ж, теперь буду ждать новый роман Степновой, говорят, он почти написан.00 - allesfog — 14 Мая 2013
"Хирург" - первый роман Марины Степновой, автора романа "Женщины Лазаря", который гремел в 2012 году и собрал едва ли не все крупнейшие литературные премии ("Большая книга", а также шорт-листы "Национального бестселлера", "Русского Букера" и премии "Ясная Поляна") и стал книгой месяца в магазине "Москва".
На волне этого успеха, видимо, и переиздали "Хирурга", который вышел впервые в 2005 году.
Что важно понимать: эти два романа совершенно не похожи друг на друга. И если вы, впечатлившись "Женщинами Лазаря", будете ждать того же эффекта от "Хирурга" - скорее всего, разочаруетесь.
"Женщины Лазаря" - о любви
во всех многочисленных возможных ее проявлениях. "Хирург" - об отсутствии любви, о пустоте и вакууме, которые образуются в ее отсутствие
о жестокости и боли, о равнодушии и бессмысленности.
В романе параллельно развиваются две сюжетные линии.
Первая - история жизни Аркадия Хрипунова: начиная с детства и истории семьи и заканчивая вершиной карьеры гениального пластического хирурга, с подробным описанием провинциального города, где он родился, и нравов бандитско-рыночной Москвы 90-х. Эта часть, на мой субъективный взгляд, удалась автору лучше. И она - в описаниях семей и быта, интересных подмеченных деталей-мелочей, отступлениях - более-менее близка к "Женщинам Лазаря" (хотя и совершенно другая по настроению).
Вторая линия - история средневекового профессионального убийцы Хасана ибн Саббаха, основавшего целый орден безжалостных ассасинов, несущих гарантированную смерть. Эта часть - боевик в духе Александра Бушкова, с чересчур напыщенными фразами и недостаточной правдоподобностью, и она, как мне кажется, гораздо хуже.
В целом - роман стоит прочитать, потраченного времени он стоит. Но читать его нужно после "Женщин Лазаря" - чтобы знать, какой потрясающий прозаик Марина Степнова, и что недочеты и огрехи "Хирурга" - это все издержки первого блина (который - не комом, но и не идеально ровной формы).
И если учитывать разницу в мастерстве между "Хирургом" и "Женщинами Лазаря", то стоит только порадоваться за нас, читателей: третий роман Степновой (который, судя по интервью, она пишет) должен получиться и вовсе волшебным.00 - Ядренный Вепрь Борисович — 3 Сентября 2013
После "Женщин Лазаря" начал читать этот роман. И хотя он вышел раньше, чем "Женщины", считаю, что его нужно читать вторым. Великолепная проза, вкусный язык, увлекательно выстроенный сюжет. Совершенно волшебный персонаж, сплетение историй Старца Горы и великого Хирурга-пластика. Вылеплен образ Демиурга, но у которого не все получается... И вдруг все заканчивается и заканчивается совершенно непонятно для меня. Финал так и остался мной не понятым, хотя честно перечитал книгу, а затем и несколько раз сам финал. Вывод - достойное чтение, но финал оставляет некую неудовлетворенность...
00 - Баталина Екатерина — 18 Ноября 2013
Как и написано в предыдущем отзыве: после невероятных восторгов после искреннех "Женщин Лазаря" "Хирург" смотрится блёкло. Сюжетная линия напоминает о "Парфюмере" Зюскинда, много надуманностей, нелогичностей. Как будто писали два разных человека. ту же ситуацию наблюдала и с "Тётей Мотей" vs. старые произведения Кучерской типа "Патерика" и "Бога дождя".
00 - Анонимно — 10 Декабря 2013
Читаю второй день - не могу оторваться.
Вчера открыла в метро - думала, почитаю недолго, пока еду 5 станций. Очнулась на Нагатинской (даже как называли станции не слышала).
Захватывающая книга! Написано очень вкусно..00 - Bell — 2 Марта 2014
Книга действительно захватывающая, пока читаешь и ждешь развязки, но окончание столь невнятное и блеклое, что портит все впечатление. После прочтения осталось ощущение, что наелся гамбургеров в макдаке, хочется поскорее переварить, забыть и не вспоминать. Ни одной красивой мысли после прочтения не осталось. Для меня, книга ни о чем.
00 - Полева Марина — 10 Марта 2014
В полном восторге после Женщин Лазаря, начала читать Хирурга. В самом начале меня покоробил нарочито мужской грубый язык Хрипунова-старшего и неприязнь автора к людям провинциального городка Феремова - сплошь конченые дибилы и бандиты, за исключением залетной столичной штучки - дяди Саши. Снобизм, доведенный до абсурда. Слог чарующий, а больше и сказать нечего. Я вообще смысл не поняла, что хотела донести автор. Странный у нее бог, злой, жестокий. Противоречивый. Обнаружив кучу сваленных на полу шуб, Хрипунов горько думает, так вот как Анна распорядилась его даром, а могла ведь принести мир и покой людям. С чего вдруг такие благородные мысли, резал он ее исключительно из профессионального интереса, пользовал с едва сдерживаемой брезгливостью, никого в жизни не любил и даже души у него не обнаружилось после смерти. С чего такие претензии к простым смертным. Цельности нет в романе, одни обрывки, дыры. Хотела почитать, что думают другие люди о сюжете, расплывчатые мнения. Что это было?. Воплощение Ибн Хассана в Хирурге? Зачем старцу приводили девочек? Короче, я в недоумении. Единственно, что снова получила удовольствие от совершенно неожиданных оборотов речи. А общее впечатление -отрицательное.
00 - ВПШ — 20 Января 2015
Замечательный роман, хорошая и умная проза, читается неотрывно. Рекомендую тем, кто любит интеллектуальную литературу без занудства. Возможно кому-то покажутся лишними описания инструментария, но поверьте, они повышают градус эмоционального восприятия, как в кино формата 3D.
00 - Юра — 20 Мая 2015
После Славниковой, Улицкой и Рубиной, понял, что "женский роман", должен писать мужчина. Хотя рассказы уже названных, и ещё одной, подразумеваемой, - совершенно очаровательные. Один писатель, не буду называть, сказал, что научить писать нельзя, но стирать написанное должен уметь каждый писатель - без этого нет творчества. Степнова именно этому и не научена. Интеллектуалка, энциклопедистка, полиглотка, поэтому язык её произведений яркий, хотя и с большим излишком всего, на что оказалась способна современная русская литература. К чести автора, ни разу не заметил модных словечек, типа «изначально». Но всё же, постоянно хочется оторваться от чтения, потрясти головой, вдохнуть свежего воздуха и оглядеться вокруг — осознать себя в привычном трёхмерном пространстве. Я понимаю, самого автора слишком много и все экзотические слова не вмещаются, а мыслям просторно, и так хочется, чтоб всяко лыко да в строку. Сам такой, потому и бросил это занятие. Однако, в писательском деле есть свои законы и отменить их - лишь себе во вред. Итак, жизнь героев романа - это придуманная жизнь, такой жизни не бывает, изучить её по Википедии нельзя. Уболтать читателя медицинской терминологией, бесконечными фекально-менструальными психологизмами, рвотными массами, женским матком, арготическим сюсюканьем - нетрудно, и все эти сиськи и жопки, мошонки и влагалища, как редкостные завлекалочки, возможно, кому-то импонируют, но не мне. Прямая речь отменена вообще, видимо, из экономии места и времени, отсюда не совсем понятно, кто говорит (думает) - автор или герой. Зато прикольно. Главные герои - гении, этакие боги из машины, раз — и князь!.. Судьбы их и психика искорёженные до патологии, любви, - в классическом смысле, - нет, секс вымороченный, некрасивый. Духовная и материальная основа героев и персонажей совершенно бесплотна, быт обобщённый, они ничего не говорят важного и не действуют в соответствии с логикой повествования, диалогов почти нет, за всех и говорит и действует сама Степнова. И, конечно, суицид, как непременность драматургии.
Перечень медицинского инструментария, как отбивка между несуществующими главами — досадный, но комфортный выпендрёж: удобно пропускать, не читая.
Средневековая азиатская параллель — также отвлекающая, ни к чему не ведущая тема, хотя, сама по себе могла бы стать прекрасным рассказом или повестью.
Многословность: даже самая незначительная деталь, действие или просто штрих не обходится без многоэтажных эпитетов, аллюзий и сравнений.
Множество лишних сцен, и, вообще, много лишнего, читаешь, как прорубаешься с мачете сквозь густопсовые заросли.
Но больше всего разочаровывает, - это бодрячество, какой-то разудалый, бесшабашно-оптимистский тон повествования, как будто неугомонная активисточка заполошной скороговоркой вычитывает план предстоящих мероприятий.
И тем не менее, прекрасная глава из «Женщины Лазаря» - «Маруся». В лучших традициях русской литературы. И ещё раз — хороши рассказы, да и в романах есть много мест, где чувствуется рука подлинного мастера...00 - Нарбутович Марина — 20 Сентября 2015
Прочитала "Хирурга" М. Степновой также после "Женщин Лазаря". В чём не откажешь автору - занимательность сюжета, умение держать читателя в напряжении до самого конца, способность создать запоминающиеся образы и их характеры... Всё это есть и в "Хирурге", но... после чтения - запоем, отложив все домашние дела, понимаю, что - ничего не понимаю. Последнее слово в книге напрягло особенно: "Бог", именно так, с большой буквы, в ответ на вопрос : "Кто умер?"...
Что хотела сказать автор своей невнятной, неоднозначной концовкой? Понятно, что Хрипунов - потомок ибн Саббаха, что он талантливый пластический хирург, в то время как ибн Саббах - гениальный убийца
но при чём тут Бог?! Лицо, мучающее в кошмарах маленького Аркадия и взрослого Хрипунова - это кто? То, что Хрипунов создал из затурканной провинциалки модель с этим самым лицом - это типа Пигмалион? Если речь идёт о Боге, то где любовь? ведь Бог - это любовь... Несчастный, закомплексованный Хрипунов-младший - что он ищет в жизни - любовь? избавление от кошмаров? кому что он пытается доказать, добившись в жизни так много? почему убивает себя? ...
Уважаемый автор, ваш замысел настолько крут, что простому читателю, к сожалению, не добраться до сути. После чтения "Хирурга" остаются вопросы без ответов, налёт раздражения и тягостное чувство разочарования. Увы.00 - Iiina:)) — 10 Декабря 2015
Читала запоем, прочитала - никакого впечатления не осталось! После действительно потрясшего меня "Женщин Лазаря", этот роман не оставил после себя ничего. Очень жаль!
00 - Федорова Екатерина — 11 Марта 2016
Книга "Хирург" была прочитана достаточно быстро, так как, к счастью, она небольшая по объему. Шрифт крупный, бумага плотная, поэтому на чтение много времени не ушло.
Впечатления очень странные от этого произведения.
В романе две линии. Одна про пластического хирурга, другая про Хассана ибн Сабаха. Как они переплетаются друг с другом читателю знать, по-видимому, необязательно.
История про пластического хирурга весьма туманна и неубедительна. Прочитав первые две части этого романа, узнаем о том, как родился будущий пластический хирург, (подробно описаны роды матери Хрипунова, отношения внутри семьи). Мы узнаем о том, что отец будущего пластического хирурга был пьяницей, умер от болезни печени, узнаем о том, что никто не рассчитывал, что Хрипунов-младший захочет стать хирургом, узнаем о том, почему Хрипунов не любит сладкого, что весьма убедительно...но ничего мы не узнаем о том, каким был внутренний путь в профессию врача-пластического хирурга у Хрипунова-младшего. Следовательно, из первых двух частей романа, можно было бы смело убрать 150 страниц текста, а вместо них дать краткую характеристику неблагополучной семьи.
Четко построенного романа как жанра я не увидела в этой книге. Текст задает один вопрос за другим. И читатель, видимо, должен сам на них ответить. Например, с какой целью так долго и натуралистично описаны роды матери Хрипунова, ни какие мотивы и скрепы держат эту семью как ячейку общества. Наверное, это критика того времени... Но насколько она объективная?
В романе нет героев, противопоставленных главному, поэтому трудно сделать вывод о том, положительный он или отрицательный... и дальше больше...
На основе чего строится конфликт героя с окружающим миром, как этот конфликт он переживает, кто ему помогает - неизвестно.
В общем, роман слабый и непродуманный до конца. Жаль потраченного времени и денег.00 - Vera Yevtukhova — 30 Марта 2016
Врач исцели себя сам
Если не вдаваться в длинные словесные потоки критики и симпатий, то могу сказать одно- книга впечатлила скорее своим неповторимым стилем и слогом. Тогда как сюжет самый тривиальный. Судьба Хирурга Огарева - это судьбы, по сути очень многих гениев, и даже не гениев от медицины. Это схематично стандартное клише отношения к себе, к людям, к профессии. Цинизм, эгоизм и тщеславие. Амбиции на грани беспредельного равнодушия к больным. И как следствие и к коллегам, и просто здоровым людям.
Огарев сам жертва системы , но оттого автоматически и палач для своих близких. К которым он собственно сам не особо то и тянется. Он скорее просто принимает , но на отдачу скареден и жестокосерд. Вторая сюжетная линия в книге могла бы стать вполне отдельной историей. Однако не стала, а в контексте написанной не очень связана глубокой связкой с историей самого Огарева. Скорее это попытка автора внести некий магический реализм в основную линию сюжета, заинтриговать, эпатировать.
. Не понравилось в книге перечисление инструментария между главами. Даже как возможные разделители глав они мешают восприятию и утомляют . Одним словом, интересно об обыденном. Но не шедевр.00 - clubok — 22 Июня 2016
Несмотря на то что это первое произведение автора, я познакомилась с ним в последнюю очередь: прочитаны и "женщины лазаря" и "безбожный переулок" и где-то под гроссето". Удивляюсь насколько похожи у степановой главные герои: недолюбленные в детстве, успешные и талантливые люди, не умеющие любить. Это тема несчастного детства настолько ярко раскрыта, описана и разжевана в каждом произведении, что кажется автобиографичной. Эта книга захватывает, даже скорее затягивает в тяжелое, муторное, какое то липкое и беспросветное повествование. О человеческом эгоизме, жестокости и отсутствии морали. Написано неповторимым языком метким и циничным. Книга понравилась, если бы не странный сюжет нераскрытый и не совсем понятный, который можно трактовать двояко.
00 - Мельникова Наталья — 3 Февраля 2017
"Хирург"-первая прочитанная книга этого автора. Несколько разочарована... Во-первых, не могу принять использование нецензурных слов в литературном произведении, даже если они иллюстрируют определенный уровень и уместны в описании ситуации... Во-вторых, разрозненные две сюжетные линии не соединились у меня в единое произведение... возможно, я не смогла оценить идею автора и "сложить пазлы". Сам слог и стиль изложения-скудноват (именно в контексте того, насколько шикарен и просто бесконечно поражает филигранностью язык автора в "Женщинах Лазаря".... настоящего удовлетворения от прочтения книги не получила...
00 - Ekaterina — 4 Августа 2017
"Хирург" прочитала сразу после поразившей книги "Женщины Лазаря".
Насколько удивителен язык "Женщин", насколько приятное послевкусие после прочтения, настолько тягостное впечатление оставляет мрачноватая сюжетная линия, беспросветность и недосказанность "Хирурга". Одни тягостные вопросы, две практически несвязанные линии, одна уродливее другой. Жестокость, подлость, полная, пошлая беспросветность и безрадостность. Разочарование.00 - Нелли Зязева — 17 Декабря 2017
"Хирург".
Многие пишут о "практически никак не связанных двух сюжетных линиях". Да, линии две, но сюжет, по сути, один. Просто мы не умеем внимательно читать (и перечитывать!) текст.
Пройдёмся по тексту ещё раз , последовательно, внимательно. Тогда многое становится понятным. Хотя и вопросов и недоумений остаётся много.
Но если почитать ещё и о принципах ислама и исмаилизма, то некоторые вопросы и недоумения, возможно, тоже будут сняты.
"Пройтись" придётся по длинному тексту, так что отзыв будет на нескольких страницах.
часть 1
Хрипунову плевать было на людей. Хрипунов хотел стать Богом. /Плевать на людей, и при этом хотел стать Богом. Ладно, мало ли какие бывают сумасбродные хотения/
И он стал Богом.Он. Им. Стал. /А вот это уже... Возможно ли стать Богом, да ещё с большой буквы, тем более, если "на людей плевать"? Может быть, это он сам (или кто-то) так посчитал своим нездоровым разумом?/
Хрипуновская мама родилась счастливой, и умерла счастливой, всю жизнь мирно проносив в крови НЕВЕДОМУЮ ГЕНЕТИЧЕСКУЮ ЧЕРВОТОЧИНУ. Ей повезло. Хрипунову — нет. ...И быть бы Хрипунову банальным Иваном, если бы не... Хасан ибн Саббах.
/Всё сказано практически прямым текстом: Хрипунов - потомок Хасана. И это предположение возникает после первого же прочтения романа. Повторное чтение великолепно подтверждает это/
/А вот, собственно, первое появление Исама (в эпизоде рождения Хрипунова), правда, имя Исам пока не названо/
Хрипунов зажмурился, чтобы не видеть, как спешит кривоногий немолодой ангел с неясным, но очевидно азиатским лицом, что-то дожевывая и вытирая о крылья персты, которыми следовало замкнуть новорожденному всезнающие уста.
/Это в самом начале. И, собственно, всё уже обозначено: что это не обычный новорожденный, а что у него всезнающие уста и что этот ангел должен их замкнуть. Но когда читаешь первый раз, об этом как-то не задумываешься, т.к. абсолютно не в курсе, что там будет дальше. Думаешь, ну ангел, принимает младенца, ладно... А почему он, ангел, такой - кто его знает... (кстати, почему он такой - МОНГОЛОИДНЫЙ - это непонятно и по прочтении всего романа). А всезнающие уста... кто его знает, может, автор считает, что каждый младенец рождается всезнающим, но не осознаёт этого.../
/Прочтём внимательней и следующий за этим текст:/
...боль стала видимой, как свет — конус ЧЕРНОГО, КИПЯЩЕГО СВЕТА, пронзивший макушку новорожденного и достигший глубин неба. /тот же луч чёрного света, который бил в темя Хасана - см. ниже/
Мальчик, сказал незнакомый ГОЛОС. /это,конечно, не голос акушерки или врача, как можно подумать, а - либо ангела, либо даже тот самый ГОЛОС/
...боль отхлынула, и на смену ей пришло ЛИЦО — безмятежное, странное и такое огромное — во весь потолок, во весь мир, во все небо — что хрипуновская мама даже не поняла — мужское оно или женское. /впервые упоминается ЛИЦО/
Мальчик, — повторил голос. — 22 АВГУСТА. 900-ЛЕТНИЙ КРУГ ЗАМКНУЛСЯ, песок на аламутских камнях крутануло обратной спиралью, и хрипуновская мама облегченно потеряла сознание. Хрипунов родился с длинной чернявой челкой и тремя складочками на лбу. Складки были сложены в правильный треугольник, вершиной вверх /знак, клеймо?/, и придавали крошечному лицу какое-то странное выражение… Неприятно осмысленное, что ли. Ну, как если бы в комнату вошла обычная домашняя кошка и, сузив глазищи, вежливым голосом попросила...
...Вот глазки у хрипуновской мамы были странные — непроницаемые, чересчур быстрые. Да и некоторая раскосость — необычный, редкий разрез. Не такие глаза должны быть у женщины, за спиной которой сотни поколений скучных тихих землепашцев. Пожалуй, единственный, кто, заглянув в эти глаза, смог бы понять хоть что-то, был Хасан ибн Саббах. Но он умер в 1124 году."
стр.1. продолжение следует00 - Нелли Зязева — 17 Декабря 2017
стр.5
Да, маленький Хрипунов трусил, как и положено в детстве, множества вещей... И к страхам этим МЕШАЛАСЬ ПОЧЕМУ-ТО В ЖИЗНИ НЕ ВИДАННАЯ ПУСТЫНЯ... Со снами у маленького Хрипунова вообще было не все в порядке... СНАЧАЛА ВСЕГДА ПОЯВЛЯЛАСЬ ПУСТЫНЯ. Потом выползала голова и принималась бубнить и завывать. И начинало наплывать на Хрипунова огромное невнятное ЛИЦО. И Хрипунов замечал цветок и прикрывал его, и Лицо под вой головы начинало наливаться таким невиданным светом и смыслом, что Хрипунов просыпался от ужаса и невыносимого счастья. /Это второй раз про Лицо/.
23 МАЯ 1975 года Хрипунов проснулся от непривычного чувства — БОЛЕЛА ГОЛОВА... И с утра он как будто постарел лет на 10. Почти взрослый 12-летний человек...
/т.е. он родился в 1963г. Ну да,вот же дальше - (пребывание его в феремовской гостинице) - прямо написано: Я, Хрипунов, 1963 г. рождения/ ...с изможденными складками у рта и сухими оранжевыми глазами... Хрипунова проткнуло невероятной болью, сквозь которую он увидел прямо перед собой огромное, во весь мир ЛИЦО — как будто в том сне, только лицо оказалось женским. Женщина улыбнулась, и Хрипунов вдруг сразу ВСЁ ПОНЯЛ, и перестал бояться, и провалился во тьму СОВЕРШЕННО СЧАСТЛИВЫМ. ...Когда на 10-ые сутки Хрипунов очнулся, он понял, что в мире произошло что-то странное, сделавшее его, мир, непонятным и даже неприятным, только было неясно — что, и в чем неприятность и непонятность заключается. ...Он помнил лишь, как женщина ему улыбнулась, и с этой улыбкой, с лицом женщины связалось ощущение удивительного и прекрасного покоя, гармонии. ...И Хрипунов, наконец, понял, что вокруг не так. Люди. Они оказались чудовищно некрасивы. Даже хрипуновская мама. Все. Невозможные уроды. Просто Хрипунов этого раньше не замечал.
/т.е. после встречи с этим женским ЛИЦОМ все люди стали казаться ему уродами. Точно так же, как мальчику Каю в "Снежной королеве" после того, как в его глаза и сердце попали осколки дьявольского зеркала/
/А вот первая встреча Исама и Хасана./
Исключение было единственное — Исам, коротконогий, сутулый, немолодой. С плоским нездешним лицом и жутковатыми раскосыми глазами. Черт его знает, откуда и забрел в наши края. ...не дожидаясь никаких вопросов и предисловий, Исам сказал в воздух перед собой — 963-й и 2-й, пожалуйста. Разумеется, две тысячи. Хасан и опомниться не успел, ошалелый от того, что тот лопочет какую-то хрень, непонятную белиберду, — как ГОЛОС что-то подсоединил, замельтешили какие-то полосы, ЛИЦА, одно почему-то смутно и неприятно знакомое /лицо его дочери? - см. начало части 3/ И вот уже псих удовлетворенно кивает головой — ну, в общем, все как я и предполагал — и говорит. Меня зовут Исам. И я буду служить тебе. …И служил. Так служил, что ибн Саббах простил Исама целых два раза. В первый раз за то, что тот наплевал на собственную смерть. И во второй раз — за то, что догадался заглянуть в будущее так далеко, как не догадывался заглянуть и сам Хасан. А, может, и не догадался бы. Нет, конечно, он спросил потом у голоса, что за цифры такие дурацкие, что за даты, к чему такая даль? Что там будет между не знамо каким 63-м и неведомо вторым? Это от какой вообще точки отсчета?..
/А ЭТО ГОДЫ ЖИЗНИ Хрипунова: 1963 - 2002
39 лет ("через 10 дней МНЕ ИСПОЛНИТСЯ 40 ЛЕТ" - см. конец текста)/
...Каждый волен толковать Коран так, как ему подсказывает душа.
/Это один из основных принципов шиитской секты исмаилитов. Но не исмаилитской секты ассасинов - см. выше "Религиозное учение исмаилизма"/
А ЕСЛИ ДУШИ НЕТУ? — поинтересовался Хасан. /т.е. теперь у него души уже нет/ Тогда надо ждать — посоветовал голос и пояснил — Исам — значит, ОХРАНЯЮЩИЙ.
/т.е. Исам - как бы ангел-хранитель и Хасана и Хрипунова/
часть 3
Хасан увидел перед собой женщину. ...молчала не только женщина. Голос тоже молчал. Да что молчал — Хасану вообще ни разу не говорили об этом, а ведь он наизусть знал свою собственную жизнь, ни в одном эпизоде не было этой женщины... ...Хасан увидел ее беременный живот, внутри которого плавал ребенок — мальчик,.. и все искал кого-то мутными глазами... Наконец, глаза его нашли Хасана и сразу успокоились, и вокруг зрачков начал расползаться ЗОЛОТИСТО-КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ, СЛОВНО туда КАПНУЛИ ЙОДА. Мальчик, не сводя с Хасана ЯРКОГО взгляда, улыбнулся... Ты кто такая?!! —Ля тахким илла иллах, — мягко ответила она. Судить вправе только бог. /т.е. она его прощает? Во всяком случае, не судит, не осуждает/ И тут Хасан поднял голову и посмотрел женщине в лицо, очень знакомое — и не удивился. Ему больше нечему было удивляться, он все понял, то есть это раньше он думал, что все понимает, но только теперь по-настоящему понял ВСЕ /.../
Хасан лежал на лежанке, той самой, на которой его старшая жена 30 лет назад родила девочку. Ты не скинула её тогда... Младшая жена не ответила. Не скинула, повторил Хасан, ЭТО БЫЛА ОНА. И С ХАСАНОМ-МЛАДШИМ ТОЖЕ. Я знаю. ОНА...
Хасан знал всегда, что убьет Хасана-младшего. ...Да, его было жалко, он был хороший воин. Вот кому бы Хасан ПЕРЕДАЛ и Аламут, И СВОЮ ЧЕРТОВУ БОЛЬ, и свои ЧЕРТОВЫ /вот уж воистину!/ дела, но Хасана-младшего НАДО было убить. И он убил. Семь месяцев прошло. А в ушах до сих пор хрустела дорога, по которой он спускался в долину, где его четвертый и лучший сын, Хасан-младший, назначил свидание женщине, имени которой Хасану не сказали... Откуда-то появилась большая собака, посмотрела на Хасана ЯРКО-РЫЖИМИ СПОКОЙНЫМИ ГЛАЗАМИ, догнала, прижалась к ноге, всегда его любили собаки и никогда не боялись — даже такие вот полудикие пастушеские зверюги... Одно движение клинка. Когда Хасан разлепил веки, Хасан-младший был уже мертв. И ни собаки. Ни женщины. Ни одной живой души в доме /.../
ЗНАЧИТ, ЭТО БЫЛА ОНА.На младшую жену Хасан больше не глядел. Наутро со всех проворонивших Хасанов кошмар содрали кожу. А через неделю незаметно умерла младшая жена /.../ Хасан стукнул в бубен. Ос-венн-цимм — отозвался он, но Хасан покачал головой — не время еще… Слишком рано..
стр.5. продолжение следует00 - Зауральский Алексей — 5 Октября 2018
если подобные произведения упоминаются на премии " Русский Букер" ,то в нашей литературе все очень печально. Это первый мой отзыв на литературное произведение за мои 45 лет жизни, вот до чего довела меня Степнова своей писаниной,в предисловии сказано ,что произведение уровня " Парфюмера", так вот это просто смех
00 - Калинина Татьяна — 28 Октября 2019
Я просто читатель и не претендую на самую умную рецензию, но прослушав "ХирургА" М. Степновой не могу отделаться от гадкого послевкусья. Меня изваляли в грязи, а смысл? Я должна верить, что Хрипунов БОГ ? Но я содрагаюсь от ужаса, он же психически больной, и о какой красоте может идти речь если он НИКОГДА и НИКОГО не любил (даже родителей).Априори такой человек не может быть даже гениальным хирургом - он должен прежде всего любить своих пациентов. Красота, как и любое хорошее дело рождается в ЛЮБВИ. А вот "Женщины Лазаря" понравилась. трое суток не выходила из дома и слушала и слушала. В ней я нашла даже ответы на свои вопросы, которые мучали меня давно. А в ХИРУРГЕ не нашла ничего, а только потеряла время.
00 - Tereza Mat — 2 Декабря 2019
Отвратительная книга!!! Очень много воды в книге. Можно было просто как рассказ издать. Перегнула с "умными" слова. Учится, учиться и ещё раз учиться! Тем более если дело касается религии! Не лезьте туда, чего не знаете и не понимаете!!!
00 - Агафонова Юлия — 18 Января 2020
«После прочтения-сжечь». Прочитала это произведение достаточно давно. Естественно, до этого была знакома с автором по произведению - « Женщины Лазаря». После данной книги к автору я точно больше не вернусь. Считаю, что литературное произведение не должно быть таким уродливым. Если в книге и был смысл, то я его не уловила. Недавно дала маме прочитать данную книгу. У неё впечатления те же. Недоумение от того как такое можно писать и издавать. Бред, грязь и язык не поворачивается назвать это книгой.
00 - Анонимно — 20 Апреля 2020
Смешанные чувства остались от романа.
С одной стороны - шикарно написано, образный язык, не банальные сравнения, все очень к месту, очень волшебно. Современная классика как я ее себе представляю.
С другой стороны - сюжет как-то не задался. Не буду спойлерить, но весь роман у меня возникало два вопроса: почему и зачем? Зачем была эта линия наемного убийцы, который (понятно) реинкарнировал в Аркадия, но как это отразилось на линии Аркадия? Да никак. Зачем Аркадий слепил инфернальное существо из Анны, чтобы что? Не ясно.
Было впечатление, что Марина Степнова торопилась, хотела побыстрее завершить роман и оставила сферический эпизод в вакууме. Потому что.
Но великолепный язык перекрывает все, советую прочесть.00 - Ромашко Анна — 12 Апреля 2022
Ковидный бред с перекошенным обонянием. Роман воспринимается, как слащавое предвкушение кровопролития. Смакование мерзости и ползучего безумия - со страницы на страницу. Неприятно, что это затягивает. Написано безусловно талантливо, но, Господи помилуй, какая несусветная дрянь и гадость !
00 - М. К. — 27 Ноября 2020
Ужасно. Жаль потраченных денег. Невнятно, тяжело, попытка сделать что-то оригинальное? Сильно разочарована. «Тягомотина» какая-то. Нет предупреждения на обложке, что содержит нецензурную лексику. Больше этого книг этого автора покупать не стану. Разочарована.
00 - zadonskaya0001 — 4 Марта 2021
Не понравилось! Какое -то нагромождение сюжетных линий и не нужных деталей.
Читается -тяжело. Повествование- вязкое. Ожидала большего.00 - APOLLOM — 8 Ноября 2013
ПарадоксСтепнова собрала в своей книги все, как кажется, штампы, здесь и два, параллельно идущих, времени,и исторический злодей, и ангелы, и демоны, и задрипанная глубинка со всей грустной простотой жизни – мама пергидролевая блондинка, переживающая только за добычу, и папа алкоголик, и шпана дворовая, и бабка сторожиха, и гениальный хирург с разрушенной жизнью, и братки, и Ягуар, и даже чемодан Луи Вуиттон, что может быть примитивнее всего этого набора. Но как только встречаешь: «Хрипуновская мама была внучкой, дочкой и женой заводский алкоголиков, это, знаете ли, больше, чем психология, – это судьба» , все, попадаешь в водоворот, понимаешь, что от книги НЕ ОТОРВАТЬСЯ. Потом смотришь на людей, и кажутся они обычными, может и совсем неинтересными, а кто знает, что за мистика скрывается в их судьбе.
Это моя вторая книга Степновой, с нетерпением буду ждать нового романа.00 - gkugel — 31 Мая 2020
к сожалению, не впечатлила. «Мешанина» какая-то! Зачем надо было перечислять такое количество хирургических инструментов, мне невдомёк. Что за «перепрыгивание» с «эпохи» на «эпоху»? Непонятна аналогия 2х людей, возомнивших себя Богом. Мрачно, некрасиво и грустно… . Еле-еле добралась до конца книги
00 - Елена Макарова — 25 Августа 2016
Нет никакого сравнения с книгой «Женщины Лазаря». «Хирург проигрывает».Очень понравилась часть, посвященная детству и юность главного героя, а вот остальная часть его жизни, а главное, психологический мир и внутренняя составляющая недодуманы автором. Непонятно, с какой целью автор периодически перечисляет множество медицинских инструментов. А в целом можно прочитать, но без фанатизма
00 - Gala — 25 Июля 2020
Полное разочарование. Герои, искусственно соединенные в повествовании, прерывистый слог, обилие обсценной лексики(зачем?).Странное любование жизнью захолустного городка. Зачем-то подробное описание хирургических инструментов. Ну , да, части-то несоединяемые надо же каким-то образом соединить. Ну, да, задумка автора. А вот интересно, прочитал ли кто-нибудь этот невероятно интересный каталог до конца? Мне кажется, писательница больше думала об оригинальности, чем о том, чтобы роман привлек внимание читателей чем-то более стоящим.
00 - Ольга Буняева — 30 Ноября 2020
Не хочется обижать автора, но говоря откровенно, в двух словах-Хрень какая-то. Продираешься через текст как через непроходимые заросли, слишком нудно и надумано.
00 - Ирина Корчагина — 6 Декабря 2014
Прочла с трудом...Мое знакомство с литературным творчеством Степновой началось с книги «Женщины Лазаря», которой я была просто очарована. Естественно, появилось желание прочитать другие ее книги. Сначала «Безбожный переулок» – не то…потом – «Хирург», еще более – не то. Язык автора, вроде бы, так же хорош, но сюжет кажется надуманным. К чему эти постоянные перечисления хирургических инструментов? Эти мистические экскурсы в какое-то сомнительное прошлое? В плохую погоду, в плохом настроении читать не рекомендуются. Книжка, на мой взгляд, дипрессивная. Совершенно не понравилась.
00 - Fiesta.59 — 29 Июля 2013
"Хирург" Марина Степнова.Захотелось прочитать «Хирурга» после «Женщин Лазаря» того же автора. Я не разочаровалась. Мне очень понравился этот роман, больше предыдущего, читала взахлёб. Книга мистическая, но мистика экстравагантна: ангел разговаривает по мобильнику, персидский старец в глубоком средневековье читает с монитора…
Кто-то находит аналогии с «Парфюмером», но мне так не показалось. Для меня этот роман близок к трилогии Дины Рубиной «Люди воздуха», он мог бы стать четвёртой книгой этой трилогии, он почти о том же: о драме гения, таланта, о гении и злодействе, о важности строгих этических рамок в любом творчестве. В «Хирурге» точно так же скачет повествование: в детство героя, в наши дни, в древность к Старцу Горы. Такое впечатление, что Старец – предыдущая инкарнация Хирурга, судя по снам, общему ангелу-хранителю, одинаковому недугу. Один всю жизнь резал, другой тоже режет, но как эстетический хирург. Он созидает. Пытается воспроизвести лицо, которое преследует его во сне и которое Старец увидел в смертный час. Конец у книги загадочный: в общем – понятно, в деталях – нет. И очень много вопросов. Почему герой назван Богом? Бывает ли Бог не милостивый, а безразличный, равнодушный? Почему ангел не обнаружил души в левом верхнем углу? А над Хирургом был, наверно, ещё какой-то Бог, навязчивыми снами понуждавший создавать Красоту-Страшную-Силу, которая оказалась Силой Убойной. Может, такой Бог по-другому называется?
Мне кажется, этот роман особо оценят люди рождённые в 60-е: очень достоверное описание того времени, много точных деталей: колхоз «20 лет без урожая», духи «Быть может», улица, магазины…00 - nina_ratnikova — 6 Марта 2017
Читаю все книжки М. Степновой – талант несомненный. Но! то ли душа ее мечется, то ли перо… В «Хирурге» текст перегружен метафорами… понятно, что это стиль, но перебор (мне так показалось). Перечисление инструментов опять перегрузило текст и ничего не добавило. То великолепно написанное детство, то кровища льется реками в каком-то далеком веке… Конец невнятен настолько, что если прочитать эту книжку первой из списка, то вряд ли возьмешь другую… Будто надоело и быстро нужно закончить… В целом: люблю автора за владение словом, чувство юмора, есть гениальные куски… Жду следующие романы…
00 - robsting — 28 Мая 2016
Прочитал Хирурга и переулок. Совершенно самобытный русский язык. Даже не верится, что им можно так владеть. Очень интересный писатель.
00 - Zaburdiaieva Marina — 3 Сентября 2018
Жестокая и плохая книга, осадок и брезгливость, зря потраченное на прочтение время.
00 - Корякина Елена — 16 Января 2019
Очень плохо - не советую
00 - Майя Ставитская — 24 Мая 2023
Комплекс Творца
Красота - страшная сила.
Аркадий Хрипунов пластический Хирург экстра-класса, селфмейдмен, преодолевший путь от убожества барачного детства с вечно пьяным отцом в провинции до клиники имени себя и столичной роскоши. Дизайнерская квартира, "Ягуар" и прочее в том же духе прилагается. Одинокий, он не подпускает к себе достаточно близко никого, кто мог бы распознать одержимость в этом успешном человеке с привычками анахорета. Хрипунов грезит мировой гармонией, которая, будучи воплощена в образ женщины, станет той красотой, что спасет мир.
Род мономании с этим нелюдимым мальчиком с рождения, и если вы верите в переселение душ, то согласитесь, что его тело стало вместилищем для мятежного духа Хасана ибн Саббаха, религиозного фанатика, прославленного беспримерной жестокостью, и основателя одной из средневековых исламских еретических сект. Вернее не вселился, а подселился в несчастного мальчишку, подавив и запугав его собственную измученную этим соседством живую душу, но взамен наделив тело лазерной точностью в манипуляциях с колюще-режущими приборами. Собственный талант такого рода Саббах использовал для устрашения и подчинения, герой создает его посредством красоту.
Он видит в своих снах лицо, которое должен создать. Проблема в том, что пластическая хирургия не всесильна,и не может сделать кого угодно из любого человека, вопреки тому, что показывают нам в кино. Коррекция возможна лишь до определенного предела. И вот, стечением обстоятельств, он встречает ее, молодую провинциалку, которая живет в замызганной общаге, где-то там учится, чем-то увлекается, о чем-то мечтает. Имея при этом идеальную линию скул и носо-лицевой угол. Ну, положим, о чем мечтает секрет полишинеля, как всякая девочка, о прекрасном принце. Что ж, он станет ее принцем.
В "Хирурге" можно увидеть очередную, довольно печальную интерпретацию мифа о Пигмалионе. Можно - легенды о Люцифере, который вознамерился сравняться с Творцом, восстал и был повержен. И наверняка, если покопаться в мифологии, можно привязать еще к каким-нибудь архетипическим сюжетам. Но если честно, не понимаю, каким боком сюда пристегнут ибн Саббах. То есть, абсолютно. Такое ощущение, что для объема, к основному повествованию приметана история демонического сектанта, никак сюжетно не оправданная и не несущая никакой смысловой нагрузки, кроме той, что вот бывают такие злодеи.
Марина Степнова немыслимо хороша как стилист, уровень удовольствия от ее словесной вязи сопоставим с радостью от набоковской затейливой прозы, и если бы я читала только ради эстетических восторгов, оценила бы этот роман выше.00