Работа над диким камнем. Масонство и общество в России XVIII века; Новое литературное обозрение, 2006

539 грн.

Купить Купить в кредит

Описание

Масоны в России XVIII века в своем большинстве не были ни искателями высшей истины, ни проектировщиками политического переустройства. Вступление в масонскую ложу было способом индивидуального социального самоутверждения. Вольный каменщик чувствовал себя членом элитарного союза избранных - аристократии духа, призванной своим моральным примером внести упорядоченность в аморфное российское общество. Такую концепцию американский историк Дуглас Смит обосновывает в сравнительном контексте общеевропейской истории масонства. Исследование опирается на разнообразные источники, включая сохранившиеся в архивах подлинные документы российских масонских лож. В книге показана связь между ритуальной стороной масонства и представлениями людей о своем месте в меняющемся обществе, изучены мотивы и проявления масонофобии. Выводы автора дают стимул к переосмыслению взаимоотношений между самодержавной монархией и ее подданными в России эпохи Просвещения.

Видео Обзоры (5)

АНДРЕЙ БОГДАНОВ - Масонство, Как стать масоном, кто масон, Храм масонов | ФидельПодкастро #48

Планы мирового правительства, озвученные Ричардом Деем в 1969 году на конференции педиаторов

«Теории заговора»: Тайное правительство и Джордж Сорос | Документальный фильм Би-би-си

Татьяна Егерева: "Н.М. Карамзин в кругу московских масонов – сподвижников Н.И. Новикова"

СТРАШНАЯ ТАЙНА ВЫШЛА ЗА ПРЕДЕЛЫ МАСОНОВ (05.04.2020) Документальный фильм. Новинка кино!


Характеристики (5)


ПараметрЗначение
Автор(ы)
ISBN978-5-86793-478-1
Год издания2006
ИздательНовое литературное обозрение
СерияHistoria Rossica


Цены (1)

Цена от 539 грн. до 539 грн. в 1 магазинах

МагазинЦенаНаличие
Bookovka UA
5/5
«Буковка» – це в першу чергу високий асортимент якісних книг відомих видань

Купить в кредит (2)


Компания Предложение
Prostocredit

Сума: від 500 до 6500 грн. Срок: 90 днів з наявністю пільгового періоду від 3 до 30 днів під знижену % ставку (з можливістю пролонгації пільгового кредиту необмеженої кількості раз) Процентна ставка: Пільгова 1,7%, Базова 2% Робота 24/7: заявки на кредит, видача кредиту

Aviracredit

Aviracredit - Онлайн кредит на картку до 6300 грн. Швидке рішення щодо заявки, гарний рівень узгодження заявок. Розмір виплати за перший виданий кредит - 227 грн.

Полезные онлайн-сервисы


Компания Предложение

Отзывы (1)


  • 4/5

    Масон — фигура сложная, но преимущественно отрицательная. С одной стороны, явно ряженые, с мастерками и в фартуках, какие-то непонятные и таинственные обряды, с другой стороны, общность людей самых разных, но явно влиятельных, стоящих чуть ли не за всеми значимыми мировыми и национальными событиями, эдакое теневое правительство.
    Масоны были и в России, но были недолго. Их золотой век пришелся на эпоху Екатерины Второй, их же и прикончившей. О масонах писали довольно много и в 19, и в 20 в., писали историки и беллетристы, еще больше врали и додумывали разные публицисты и политики.
    Отделить домыслы от фактов (или хотя бы от более или менее точных данных), нарисовать картину возникновения и развития масонства в России в начальный (возможно, высший) период его развития попробовал на основе разнообразных источников американский историк Дуглас Смит в своей работе 1999 г., достаточно оперативно переведенной и изданной у нас издательством НЛО.
    Дав во введении краткую историю масонства в Европе до конца 18 в., мистер Смит постарался объяснить, откуда оно вышло и что несло. Формально разделяя идеи христианства, франкомасоны или «вольные каменщики» вполне вписывались в идеи века Просвещения с его надеждой на создание новой этической системы, способной исправить нравы. Создание нравственного кодекса, основанного на самопознании, должно было привести к добродетельной жизни. Другими словами, масоны собирались вместе для смягчения нравов и очищения души. Здесь действовала не только внутренняя мотивация, но и возможность нравственно возвыситься наод остальными «непосвященными», а также, общаясь с другими масонами, получить от них поддержку, в том числе и карьерную — масон масону помогает. Смит показывает, что в России, где ложи возникали в основном в крупных городах, среди их членов было много чиновников среднего звена (здесь автор явно допускает преувеличение, когда на с. 26 пишет «государственный аппарат состоял из масонов»). Однако привлекательность лож в России (таинственность, мода, новые формы общения и проч.) делали их доступными лишь для немногих, людей с определенным достатком и свободным временем, а также достаточным культурным уровнем.
    Масоны в исследовании Д. Смита, хорошо написанном и также хорошо переведенном, показаны на фоне общественной и культурной жизни России того времени. Однако с самого начала масонов начали подозревать в том, что их обряды и ценности маскируют что-то другое, более низменное и корыстное. Объяснить падение масонов тем, что против них объединились в ненависти разные слои населения, как сделал один из рецензентов, это упрощение, основанное на непонимании. Простому народу масоны были, как жители Австралии, далеки и неинтересны. Франкомасоны (они же фармазоны) стали жупелом в России, как и во всех остальных странах Европы, для церкви, видевшей в них конкурентов за души, и властей, подозревавших их в антиправительственных заговорах. Народ подключился позже, и то формально.
    С подачи императрицы масонов стали изображать ловкими мошенниками, торгующими фальшивой истиной (а ля граф Калиостро). Церковные амвоны стали кафедрой, с которой полились обвинения в безбожии и папизме. Когда начались революционные волнения во Франции, из шарлатанов и лицемеров масоны быстро стали вольнодумцами и якобинцами. Интересно, что последние во Франции масонов также не терпели, видя в них … заговорщиков, стремящихся восстановить старый порядок!
    Так что неприятие масонов было не российским, а общеевропейским явлением. Отечественные масоны не стали бороться за себя, и боязнь французской революции привела к самоликвидации масонских лож в России в середине 1790-х гг. Никаких репрессий со стороны властей (кроме ареста Новикова) не последовало, все просто тихо разошлись.
    Возродилось масонство у нас на рубеже 18-19 вв., при Павле, а потом и Александре (первый был масоном, второй, скорее всего, нет). Последний его же и прикрыл, когда из Европы опять запахло революцией. Но об этом г-н Смит уже ничего практически не рассказывает.
    С точки зрения оформления отмечу отсутствие иллюстраций и наличие именного указателя, обстоятельных примечаний, демонстирующих знакомство автора с разнообразной отечественной и иностранной литературой.
    Рекомендую это небольшой, но обстоятельный труд всем интересующимся историей общественной жизни в России во второй половине 18 в. Книга написана серьезно, но закрывает важный фрагмент нашей истории.
    © Как много писателей, как мало читателей…

    0
    0
Зарегистрируйтесь и получайте бонусы за покупки!



закладки (0) сравнение (0)