Исходной точкой движения мысли в этой книге являются понятия культурной формы и заложенной в ней цели. Исследовать культурную форму лучше всего в исторической динамике, на всех этапах обретения и утраты жизнеспособности. Историческим материалом для этого берется Новое время и XVIII в особенности. Книга разделена на 4 части. Две первые - теоретичны: закономерности культуры, обрисованные в их разделах, должны обосновать, почему автором выбрана та, а не иная оптика рассмотрения предметности. Третья часть посвящена изображению Нового времени как целостной эпохи в цепи в других европейских эпох и XVIII века как смысловой сердцевины модернитета. Четвертая часть переставляет собой фрагментарное собрание отдельных казусов и феноменов, которые выставляют жизнь культурных форм XVIII века и его "окрестностей". Исследование духовной форматуры века в ее статике и динамике стремиться ответить на вопрос, что такое теология культуры. Особое место в четвертой части уделяется немецкой философии культуры, которая впервые создает морфологию культуры и осознает ее возможности. В ряде случаев исследование выходит далеко за границы XVIII века, но остается в рамках своей темы: идейные казусы других эпох позволяют увидеть топологические изменения классических моделей; различить нормальные и деформированные состояния корневой культурной интуиции, что очень важно для решения задач, поставленных в этой книге.