Не спи - кругом змеи! Быт и язык индейцев амазонских джунглей; Языки славянских культур, 2018
1875 грн.
- Издатель: Языки славянских культур
- ISBN: 978-5-9907947-6-4
EAN: 9785990794764
- Книги: Антропология. Этнография
- ID: 1777291
Описание
"Не спи - кругом змеи! Быт и язык индейцев амазонских джунглей" (2008) - рассказ Дэниела Эверетта о его жизни среди индейцев народности пираха в джунглях Амазонии. Молодой лингвист и миссионер отправился в Бразилию со всей семьей, чтобы перевести на язык пираха Библию и обратить индейцев в христианство. Пираха не отмечают смену дня и ночи и не знают частной собственности, в их языке нет числительных, устоявшихся цветообозначений, понятий "право" и "лево" и сложных предложений. Общение с пираха, интерес к их образу жизни, культуре и языку полностью изменили представления Эверетта о науке и религии. В результате он, желавший привести индейцев к вере, утратил веру сам и посвятил жизнь лингвистическим исследованиям.
Видео Обзоры (5)
Не спи - кругом змеи. Дэниэл Эверетт
Светлана Бурлак: "Язык пираха и разговорная речь"
Анна Дыбо: "Пираха и аранта: типология описаний"
Анаконда, малярийные комары и эликсир молодости. Бразилия. Мир наизнанку 10 сезон 17 выпуск
Владимир Алпатов: "Почему у книги такой резонанс?"
Характеристики (21)
Параметр | Значение |
---|---|
Год издания | 2018 |
Возрастные ограничения | 12 |
Автор(ы) | Дэниел, Эверетт |
Издатель | Языки славянских культур |
Переплет | 21cm x 14cm x 2cm |
Кол-во страниц | 384 |
Серия | Разумное поведение и язык. Language and Reasoning |
Формат | 21cm x 14cm x 2cm |
Количество страниц | 384 |
Возрастное ограничение | 12+ |
Тип обложки | мягкая |
Вес | 0.57кг |
Издательство | Издательский Дом ЯСК |
Жанр | филология |
Автор | Эверетт Дэниел |
Раздел | Языкознание |
ISBN | 978-5-9907947-6-4 |
Размеры | 14,40 см × 21,80 см × 2,50 см |
Обложка | твердый переплёт |
Язык издания | rus |
Тематика | Другие языки |
Цены (1)
Цена от 1875 грн. до 1875 грн. в 1 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Купить в кредит (2)
Компания | Предложение |
---|---|
Полезные онлайн-сервисы
Компания | Предложение |
---|
Отзывы (5)
- Читатель — 27 Ноября 2016
Давно я с таким удовольствием не читал книгу по антропологии, со времен книг Джареда Даймонда («Коллапс» и «Ружья, микробы и сталь»). Интуиция меня не подвела, когда в московском книжном магазине я вцепился в книгу Дэниела Эверетта «Не спи – кругом змеи!» с подзаголовком «Быт и язык индейцев амазонских джунглей».
Индейцы правда, не простые. Это пираха (пирахан) – о них не так давно по интернету ходили многочисленные, хоть и однотипные, статьи с подзаголовками вроде «Самые счастливые люди на планете», «Самое беззаботно дикое племя мира», а то и «Рецепты счастья от самого безмятежного народа на планете». И вот у меня в руках книга от того самого автора, который и рассказал большому миру про это племя, описав свой опыт жизни среди пираха (и заодно перевернув лингвистику и антропологию верх дном).
Они не знаю чисел, кроме «один» и «два». В их языке нет форм прошедшего и будущего времени. У них нет мифологии и религии – никаких преданий о сотворении мира, богах и героях. Для них мир был таким всегда. Они проявляют очень слабый интерес к западной цивилизации, подходя к ней с убийственным прагматизмом – что удобно и что вписывается в наш привычный образ жизни, то берем, а что неудобно или может серьезно повлиять на наш образ жизни - отвергаем. Они не делают запасов и не заготавливают еду впрок. У них отсутствует присущий большинству людей планеты ритм жизни «день-ночь». Базовый принцип их существования – принцип непосредственного восприятия. У них много чего еще есть…
Проведя в общей сложности 7 лет жизни среди Пираха, ревностный протестантский миссионер Дэниел Эверетт, автор книги, стал атеистом и полностью разочаровался в религии вообще (признаюсь, что желание узнать, почему и как это произошло, было одним из мотивов приобретения книги). Глава 17-я, «Обращение миссионера», посвященная этому разочарованию, одна из наиболее веселых и одновременно глубоких в этой книге. «…Я снова обдумывал тяжелую задачу миссионера: убедить счастливое, всем довольное племя в том, что они – заблудшие овцы и нуждаются в Иисусе Христе, чтобы спасти душу, каждый свою… Мой учитель по предмету проповеди… говорил обычно: «Чтобы они узрели спасение, сначала они должны узреть погибель».
При этом в книге вовсе нет идиллического описания и сказочных блаженных индейцев из Золотого века или Эдемского сада. Болезни, смерти, убийства, голод, ложь, алкоголизм, дикие животные и облака кровососов – все «прелести» жизни в одном из самых диких уголков Земли, в самом сердце Амазонии. Периодически к пираха я начинал испытывать что-то вроде отвращения, иногда возмущался. Но вот как-то они умудряются быть безмятежными, и контраст между издерганным от беспокойства и тревоги Эвереттом и спокойными индейцами очень заметен.
«Им (пираха) приходится хуже, чем мне. Каждому индейцу приходится смотреть, как умирают его близкие. Они видят мертвые тела своих родных, могут до них дотронуться, хоронят их в лесу недалеко от селения. У них нет ни врачей, ни больниц, которые бы вылечили большинство заболеваний, как у нас… Если умерла ваша мать, ваш ребенок, муж, то вам все равно надо охотиться, ловить рыбу и собирать плоды. Никто за вас это не сделает. Жизнь не снисходит к смерти… Пираха неведомо, что белые люди на Западе живут почти в два раза дольше. Более того, мы не просто ожидаем, что проживем дальше, мы считаем, что это наше право… Американцам в особенности чужд этот стоицизм индейцев. Т дело не в том, что пираха равнодушны к смерти. Индеец так же, как и я, способен много дней плыть за помощью, если от этого зависит жизнь его детей. Меня не раз будили по ночам отчаявшиеся индейцы и умоляли прийти поскорее вылечить больного ребенка или жену. Боль и волнение, которые читались в их лицах, были ничуть не слабее, чему у других людей. Но я никогда не видел, чтобы пираха вели себя так, будто все вокруг обязаны им помогать в беде или нужно перестать заниматься обычными делами только потому, что кто-то болен или при смерти. Это не черствость, а здравый смысл».
Мир не обязан нам ничем – в этом одна из основ спокойствия пираха. Но лучше, конечно же, прочитать книгу. Мне очень понравилась, и заставила задуматься.
P.S. Книга состоит из двух частей, и вторая, посвященная уникальному языку пираха, больше ориентирована на людей, интересующихся лингвистикой, но даже в ней есть немало очень интересных зарисовок из жизни и психологии индейцев. В конце концов язык, с одной стороны, отражает, а с другой – формирует мышление и восприятие человека.00 - Сергей Некрасов — 21 Мая 2022
Восхищения Эверетта образом жизни и культурой пираха. Это радость от того, что существует такая уникальная культура? Воодушевление исследователя, чье открытие может кардинально поменять ход научных исследований и мыслей? В процессе чтения складывается ощущение, что автор искренне считает культуру пираха во многих аспектах более подходящей для себя.
...Но разве не лицемерие это – рассказывать, как чудесна культура пираха, как она рациональна и прагматична, как здорово у них устроена жизнь и быт, как они счастливы, и возвращаться при этом всегда в США, а живя с пираха пользоваться такими благами цивилизации, как, например, лекарства и радиоприемник?
В целом книга очень интересная, расширяет границы представления о мире, культурах, людях, о том, как можно жить, какие есть жизненные пути и выборы.00 - Olesya Voronkova — 7 Января 2022
удивительно читать о том, как современный человек ( 2 половина 20 века), взяв всю свою семью, включая маленьких детей, едет продвигать христианство в джунгли. меня в этой книге, помимо описания жизни , быта и мировоззрения уникального племени ,поразило именно то, что автор реально рисковал жизнями своих близких, в отрыве от цивилизации, медицинской помощи… даже сейчас , в цивилизации, боишься за жизни детей, есть страх, что неверный диагноз и тд, а тут – абсолютное полагание на Бога? этот момент непонятен. но книга очень интересная. Тем, кто интересуется жизнью, отличной от жизни цивилизованного человека , непременно читать. хотя, что есть цивилизация ?
00 - TanyaS — 21 Января 2021
Это было удивительно – прикоснуться к жизни немногочисленного необычного племени пираха, которые насчитывают 400 человек. Скрытые глубоко в бразильской Амазонии, пираха не попали под влияние других культур и до сих пор сохранили свое уникальное видение мира. Автор жил с семьей среди племени как миссионер с целью изучить язык (на котором практически больше никто кроме пираха не говорит) и потом перевести для них Библию. В ходе взаимодействия родились прекрасные истории о быте пираха, об особенностях их мировозрения. Вторая часть книги описывает вещи, интересные специалистам по языкам, но на удивление я не могла их перелистать, это было все равно очень интересно.
О Боге в книге упоминается совсем мало, автор в итоге стал атеистом и уверовал в то, во что верят пираха – в жизнь в настоящем моменте, в радость каждой минуты, в простом отношении к тягостям, в принятии трудностей.
Это фраза из Википедии «Особый интерес к народу со стороны науки вызван языком пирахан, поскольку поставлено под сомнение наличие в нём рекурсии и возможности говорить о чём-либо кроме того, что происходит здесь и сейчас»
Книга заставляет задуматься, написана простым хорошим языком.00 - alsig — 28 Декабря 2016
Для ознакомления с текстом выкладываю подробное содержание, предисловие и заключение, в котором автор как раз и рассказывает, как он из миссионера превратился в атеиста.
00