Превыше всего. Роман о церковной, нецерковной и антицерковной жизни; ООО "Издательство "Эксмо", 2017
480 грн.
- Издатель: ООО "Издательство "Эксмо"
- ISBN: 978-5-699-95139-0
EAN: 9785699951390
- Книги: Религиоведение
- ID: 1790829
Описание
Эта книга - открытое окно в провинциальную российскую церковную жизнь начала XXI века, через которое каждый может увидеть основные ее узлы, линии разлома, и те повороты, которые, возможно, оказались роковыми. Через призму ярких, но при этом и очень типичных и легко узнаваемых художественных образов перед читателем раскрывается церковная реальность начала нулевых, а за вымышленными сюжетными линиями угадывается документальная точность.
Характеристики (18)
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Саввин Дмитрий |
Переплет | Твердый (7БЦ) |
Издатель | ООО "Издательство "Эксмо" |
Год издания | 2017 |
Возрастные ограничения | 16 |
Кол-во страниц | 672 |
Серия | Религия. Война за Бога |
Жанр | современная отечественная проза |
Издательство | Эксмо |
Формат | 136x207мм |
Автор | Саввин Дмитрий |
Вес | 0.65кг |
Тип обложки | твердая |
Возрастное ограничение | 16+ |
Раздел | Религиоведение |
ISBN | 978-5-699-95139-0 |
Количество страниц | 672 |
Бумага | Писчая |
Цены (1)
Цена от 480 грн. до 480 грн. в 1 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Купить в кредит (2)
Компания | Предложение |
---|---|
Полезные онлайн-сервисы
Компания | Предложение |
---|
Отзывы (13)
- Андрей Карасик — 29 Октября 2017
Очень понравилась книга. Достаточно оригинально и на злобу дня. Интересна будет всем ценителям такого рода литературы. Прочитана за трое суток.
00 - Andrei Bogoslovsky — 2 Мая 2017
Очень жизненный роман о буднях провинциальной епархии. Каждый читатель, знакомый с церковной жизнью, с радостью и болью узнает в историях персонажей так хорошо знакомые ему вещи и явления... Обратная сторона пафоса и официоза, исполненная духовность, невульгарное понимание светскости, скрепа как она есть, церковный Левиафан. Неспешное повествование маскирует очень важные детали и порой тончайший адресный юмор автора, так как эта книга - и для тех, о ком она. После прочтения "Превыше всего" вы можете с полным правом сказать, что знаете о реалиях православия в современной России всё.
00 - Разумов Александр — 8 Мая 2017
Перед заказом книги были опасения, что автор на кого-то обижен и в книге будет что-то предвзятое, клеветническое... Но нет ничего подобного там нет. Вполне себе правдоподобные истории и персонажи. Да, наверное кто-то может лишиться "розовых очков", а кто-то возмутиться - что ж, может и так, но это не вина автора. Роман Дмитрия Саввина - это зеркало, а если в зеркале нам что-то не нравиться, то проблема не в нем, а в существующей реальности. Реальность церковной жизни, как мне кажется, отображена в романе честно.
00 - бриджистка-филолог — 9 Мая 2017
Книга, безусловно, любопытная, вполне годная для «почитать», не скучная, хоть и затянутая – под 700 стр. «Энциклопедия приходской жизни». Написана, по всей видимости, по витающему сейчас в воздухе (а может и материально воплощенному, кто знает) «социальному заказу» на антиклерикальность.
Сюжет объединен двумя годами действий на прикитайских окраинах России новопоставленного немолодого епископа, строящего кафедральный храм. Строящего и потому, что он любит строить, и потому, что это способ выслужиться и быть переведенным во что-то менее провинциальное, и потому, что второй по размеру после Христа Спасителя храм в России – это круто. Ради своей цели он готов на многое: заставляет приходы сдавать «черные кассы» и одновременно безжалостно урезает зарплаты священников, так что те семьями голодают
ложным обвинением (нет-нет, подкупал ребенка не он, просто повезло – подвернулось, воля Божья) в гомосексуализме устраняет мешающего популярного благочинного
соглашается на систему пожертвований с откатами, предоставляемую ФСБ за агитацию китайцев
вручает церковную медаль влиятельнейшему бандиту-спонсору
отстраняет от работы талантливого трудягу, создателя церковной газеты, и даже запрещает своему секретарю жениться по любви, провоцируя этим аборт. (Нет-нет, я не спойлерю, ведь дьявол в деталях – а их в книге множество и преинтересных.) Попутно он пригревает при себе или при деньгах удобных ему подловатых или простоватых людей (а интеллигентов не любит по определению), а тех, кто чист и поэтому неудобен, безжалостно отправляет в запрет
потворствует тому, что делами прихода и тем самым судьбами прихожан распоряжаются его глуповатые давние соратницы монахини-келейницы и т.д. И вокруг всего этого десятки биографий священников, прихожан, журналистов с историями об их судьбах, о том, как пришли или не пришли в веру, как остались в ней или нет – кто из военных, кто и работяг, кто из советской идеологии. Даже один еврей-олигарх, осужденный на лагеря, затесался в герои. Столичным тоже аккуратненько досталось, например, в конце «протодьякон митрополита Кирилла ленивым слегка пренебрежительным взором оглядывает собор и молящихся», мечтая при этом о ресторанчике в Гонконге. И, конечно, все это реальные люди, реальные судьбы, роман близок к документальному.
Изложено современным живым языком, с некоторым юмором, спокойно, умно, доброжелательно, с полным знанием дела, точным пониманием психологии, с попыткой сохранять объективность, даже с сочувствием к людям. Но неверны слова Валерия Назаренко о том, что автор не выносит оценок, оставляет читателю решать самому. «Позиция автора» предельно ясна и почти прямо выражена в эпилоге: такой ценой созидаемый храм никому не нужен, как не нужны Церкви ее прихожане и ее епископ, как не нужна Господу населенная такими людьми и такими поступками Церковь. Наверное, не нужен миру и такой народ, и такое государство, поэтому все понимающие и достойные должны валить отсюда – а если проблема с «ихними» языками, так есть Латвия под боком. (Простите за последнюю фразу, это я уже, наверное, зря аппроксимирую, гиперболизирую и перехожу на личности, в книге ничего такого нет.)
Но есть у этой книги два недостатка. Во-первых, автор не талантлив как писатель, по крайней мере, большая проза не задается – читать трудновато, местами скучно, местами занудно, линии и персонажи путаются. А главный недостаток книги (впрочем, для ее основных адресатов – антицерковно настроенных, жаждущих подпитки своему неверию, строящих сампозиционирование на отрицании, – по-видимому, достоинство) в том, что все это – взгляд на жизнь неверующего человека. Быть может, воцерковленного, быть может, искренне принимающего христианские ценности и догматы, конечно, многое понявшего про жизнь и людей, быть может, даже страдавшего, но заведомо смотрящего на жизнь с социально-материалистических позиций. А на самом деле – неисповедимы пути Господни и каждый волос на головах наших сочтен. И в раздражении совершающий несправедливость епископ действует по шепоту ангела-хранителя, причем скорее не своего, а того, кого он обижает, поскольку обижаемый нуждается в обиде ради пути. И поэтому я уверена, что, как бы ни точна была внешняя канва событий, в реальности все было совсем не так. И храм нужен. И епископ не так уж виновен (ведь не он толкал героиню на аборт, он лишь предвидел, что она на него способна – не трактирщик, а Фрида душила младенца). И без Церкви нам никуда. Но у нас мир свободы воли, любой имеет право на неверии и глухоту, и к любому желающему, ждущему этого просто обязана Церковь повернуться нелицеприятной своей стороной (100-тысячными окладами епископов, живущих на всем готовом, при 3-х тысячных у многодетных священников нищих приходов, блудом монахов, неверием ведущих службу и т.д.). И поворачивается: вот вам неплохая, неглупая, достоверная книга, пожалуйста – убедитесь во всем сами.
А чудом своим, трудом, путем к Нему, подвижничеством, смирением и жертвой спасением души своей ради ближних повернется к нам Церковь наша не раньше, чем мы сами к этому приблизимся, благодаря посту и молитве научимся смотреть на мир не из социума, но из представления о воле и мудрости Его.
Умнейшая и талантливейшая дама, много сделавшая в науке, говорит мне: «Как ты можешь считать себя православной, ведь православная церковь – такой гадюшник!». «Не более, чем Академия наук», – отвечаю я ей.00 - Alexander Mozgovoy — 28 Июня 2017
Превосходная книга.
Почему? - а она пробуждает совесть у читателя.
Который, заглянув на кухню провинциальной епархии, получает полезные нравственные уроки.
...
В романе, кстати (возражаю предыдущим рецензентам), есть и положительный герой. Это иеромонах Игнатий.00 - Magvayka — 27 Июля 2017
На обложке романа изображена Вавилонская башня Питера Брейгеля и отзыв Глеба Павловского "это роман о том, как мы пришли от веры к скрепам". Эти две детали значительно расширяют сюжет романа, превращая зарисовку епархиальной жизни в глубокой провинции в глубокую притчу о судьбе русского православия в XXI веке. Главным героем романа является храм, физически - кафедральный собор в далекой епархии, метафорически - то, на что постсоветские православные тратили все свои силы последнюю четверть века.
Несмотря на то, что в канву романа легли реальные события и судьбы конкретных людей, всё - вплоть до деталей - очень узнаваемо. Возможно потому, что все мы родом из СССР и вся необъятная замкадная страна живёт примерно одной жизнью. И жизнь эта тегла бы своим руслом, плохо ли хорошо, но своим, если б её не пытались встроить в величественные стройки, пусть уже не безбожных БАМов и ГЭСов, а кафедральных соборов и ставропигиальных монастырей. Самые разные истории воцерковления житейски переплетаются и одинаково трещат под тяжестью сверхзадачи епископа - срочно построить второй по величине храм в России. Как и на картине Брейгеля епископ как библейский царь Нимврод увещевает зиждителей всё чаще кнутом, чем пряником. На фоне лесов и кирпичей людишки теряются, смешиваются, становятся незаметны. У священника есть принципы? У алтарника чувства? Это ещё зачем? Храм Превыше Всего. Оказывается, ни пост, ни молитва, ни послушание не способствуют человеколюбию, а скорее наоборот... "Милости хочу, а не жертвы" - эти слова до сих пор не усвоены русским православием.
Возможно воцерковленному читателю некоторые нюансы покажутся кощунственными. Однако уверяю, автор не описал и 49 оттенков того, о чем судачат иереи, пономари и свешницы. Читателю невоцерковленному, на мой взгляд, будет любопытно узнать отчего казалось бы вменяемые люди добровольно соблюдают средневековые обычаи. И, наконец, многим наверняка интересно как же так случилось, что священные скрепы пронизали постсоветское общество вплоть до судебных решений и разгромов театров.
PS. Текст содержит один "православный" нюанс - все приставки "без/бес-" написаны через "з", даже перед глухими согласными. Видимо, чтоб не поминать всуе.00 - Силаева Любовь — 10 Мая 2018
Купила книгу, прочитала и поняла, что это самая вредная книга из всех, что мне попадали в руки. Автор глумливо и бессовестно описывает нюансы личной жизни героев в их самом низменном ракурсе. Это книга для тех, кто любит читать светскую хронику и углубляться в интимную жизнь других. Ничего интересного, поучительного и интеллектуального в этой книге не нашла. Автор под названием добродетельной книги на самом деле написал книгу - провокацию. Надо понимать, что все мы, люди, со своими страстями и мы не идеальны, но кто -то из нас пытается стать лучше, так эта книга разбивает все его попытки - а зачем, если если это в принципе не возможно, так автор утверждает. Книгу сдала в макулатуру.
00 - Марина Шарапова — 14 Июня 2018
Рассказ о жизни одной епархии предстает довольно жизненным. Чувствуется, что автор изнутри знает этот мир. Писатель пытается быть беспристрастным в показе мира церковных и околоцерковных людей, вершителей судеб и простых смертных, живущих в мангазейской епархии. Вместе с тем, взгляд автора на сегодняшнюю епархиальную жизнь пессимистичен. Ведущие персонажи романа оказываются порочными циничными людьми или просто слабыми, которых на греховные неблаговидные поступки толкнули обстоятельства. Тем не менее, роман не лишен богоискательской интонации и заставляет читателя задуматься о собственных взаимоотношениях с Высшими силами, что является достоинством данного текста. Возможно, пессимистическая интонация романа связана не только с общими проблемами современного мироустройства, но и с личными метаморфозами, которые автор претерпел, некогда работая в провинциальной епархии.
00 - Очкастая — 13 Августа 2017
Автор молодец, сумел соблюсти достаточно бесстрастную интонацию, описывая непростые события, происходящие вокруг провинциальной епископской кафедры. Сюжет динамичен, действующих лиц хотя и многовато, но все они вполне живые типажи из нашей действительности. Немного раздражает упоминание о символе прекрасной жизни – виски Блю лейбел, встречающееся как минимум раз пять)), и используемая вне нормы языка приставка без–. Но это уже придирки. Советую книгу прочитать всем, кто не далёк от церковной тематики, остальным будет немного скучно.
00 - Андрей Лисица — 9 Мая 2017
Очень доброжелательно написанная книга. Это следует подчеркнуть с самого начала, ибо подавляющая часть такого рода литературы (в основном, впрочем, не художественной, а публицистической) написана изначально без какой бы то ни было, даже минимальной, симпатии к описываемому. Здесь – не так. Нет ощущения, что автор вымещает на ком-то свои обиды и неудачи, промахи и обезверивание.
Слог если и не выдающийся, то весьма хороший, добротный; книга читается легко. К слову сказать, хочется надеяться, что автор станет серьёзным хорошим писателем – эта (насколько понимаю) первая его книга обещает в этом смысле многое. Здесь же: опечатки хотя и встречаются, но редки.
К чисто литературным недостаткам отнёс бы некоторую эпопейность сочинения: вообще, если бы не, хотя и короткий, но очень ёмкий эпилог, сложно было бы назвать эту книгу романом – новые герои, совершенно не вспомогательные, появляются на всём протяжении чтения почти до конца книги и, вследствие этого, пути каждого из них оказываются так или иначе оборванными (повторюсь, если бы не эпилог, книга оказалась бы сборником неоконченных рассказов, объединённых всего одним-двумя сквозными персонажами).
Наконец, о самих героях: да, это очень горько сознавать, но действительно они получились очень узнаваемыми именно как типажи современной церковной жизни. В этом смысле автор несомненно достиг успеха. (В скобках отмечу, что я не узнал, да и не мог бы, наверно, никого из возможных прототипов этих героев, а вот именно типажи очень узнаваемы.)
И самое последнее: книга на самом деле посвящена не обличению современных церковных проблем, не выметению «сора из избы», не, повторюсь, сведению счётов, а ответу на самый, пожалуй, главный вопрос последних лет: почему люди отходят от Церкви, почему совсем уходят из Неё. Нет, в столь явном виде в книге вопрос не ставится, но, на мой взгляд, она в первую очередь именно об этом. И ответ даёт вполне исчерпывающий, хотя и тоже, быть может, не самый явный. Что, пожалуй, очень правильно.00 - Uncle_Alex — 15 Мая 2017
На мой взгляд, книга написана правдиво. Есть понятие Веры. А есть Церковь, как один из социальных институтов. К Вере люди приходят по разному. Также и в Церковь (через Церковь) приходят (проходят мимо) разные люди, с разными помыслами. Типажи – узнаваемые. И попов-алкоголиков встречал, которые грозились отлучить от Церкви (за то, что им в долг водку не продают). И выполняли мы строительные работы в нескольких монастырях (женских). Многие потерялись в мирской жизни, но и в монастыре себя не нашли. Одежду сменили, а внутри ничего не поменялось (сгустки нервов, злобы, ненависти…ядом дышат). «завхозы» от Церкви встречались (не суть, как эту деньгу Спонсор заработал, главное! что она пойдет на строительство святой обители. Остальное – отмолим).
Засела в мозгу фраза: «…Церковь начинает загнивать, когда перестаёт быть гонимой…». В этом весь человек разумный, во всех своих слабостях.
Впрочем, оптимизм в книге прослеживается (как автора, так и его героев, хоть и не всех): «институт» может тебя не принять или ты не примешь «институт», но Вера в человеке остаётся. И для многих это является жизненным стержнем.
Отдельно отмечу – книга написана без осуждения кого-либо. Это дорогого стоит – объективно отразить факты (пусть и не всегда приглядные) и не скатиться в плоскость личного конфликта.00 - Назаренко Валерий — 5 Мая 2017
Не рискнул бы сказать, что после прочтения романа можно знать о православии все. Представляется, что роман адресован прежде всего тем, кто не по наслышке знаком с православной верой. Здесь важно понять, что церковь земная состоит из обыкновенных людей,будь то священнослужители или миряне. Поэтому и происходит в ней такое о чем описывается в романе. Человеку неверующему после прочтения романа может показаться, что священнослужители - это люди не нашедшие себе применения в миру. На самом деле это далеко не так. Чтобы в этом убедиться достаточно познакомиться с таким явлением, ка священническая литература: проза и поэзия.
Надо понимать, что в романе автор описал то, что увидел сам в епархиальной и приходской жизни.Сделано это талантливо, в основном, с фотографической точностью. Признаться ждал от романа большего: размышлений героев, активной позиции автора. Получилась констатация фактов, а выводы должен сделать читатель.00 - Татьяна — 28 Июля 2022
Хорошая книга, составленная из реальных историй, которые автор наблюдал в церковной жизни и немного придал ей художественный оттенок, скрывая истинные имена участников событий. Редкая по нынешним временам повсеместного восхваления традиционной религии книга, в которой показаны \"внутренняя кухня\" церкви и - внутрицерковная и частная жизнь разных категорий людей - священников разных санов, от высших - до простых служителей, их жён, прихожан и разных людей вокруг.
00