Петербургские дворы. Необычные дворы. Курдонеры. Дворы-колодцы. Проходные дворы; Центрполиграф, 2015
644 грн.
- Издатель: Центрполиграф
- ISBN: 9785227058928
- Книги: Путеводители
- ID: 1895024
Описание
Автор предлагает взглянуть на городские пространства Санкт-Петербурга в неожиданном ракурсе — не с привычной стороны торжественных фасадов, а «с изнанки» — со стороны дворовых территорий. Вы узнаете немало любопытного о типах петербургских дворов: парадных дворах-курдонерах, проходных дворах, дворах-колодцах, о том, как постепенно менялось отношение к обустройству территорий, примыкающих к жилью человека, в условиях растущего города. Несомненный интерес представляют и сведения об отношении человека к придомовым участкам в разные эпохи и на разных континентах, а также «дворовые» литературные адреса.
.
.
Видео Обзоры (2)
КНИГИ О ПЕТЕРБУРГЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Парадные, лифты и жилая квартира в доходном доме. Экскурсия по Кирочной улице
Характеристики (12)
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Гусаров Андрей Юрьевич |
Переплет | Твердая бумажная |
Издатель | Центрполиграф |
Год издания | 2015 |
Страниц | 16 |
Переплёт | твердый |
ISBN | 978-5-227-05892-8 |
Размеры | 13,00 см × 20,00 см × 2,00 см |
Формат | 206.00mm x 138.00mm x 19.00mm |
Тематика | Атласы и путеводители для туристов |
Тираж | 2000 |
Серия | Все о Санкт-Петербурге |
Цены (1)
Цена от 644 грн. до 644 грн. в 1 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Купить в кредит (2)
Компания | Предложение |
---|---|
Полезные онлайн-сервисы
Компания | Предложение |
---|
Отзывы (4)
- Любовь Волкова — 12 Ноября 2020
Отличная книга-путеводитель. Хочется вместе с этой книгой пройтись по петербургским дворикам, жалко, что во многие дворы не удастся попасть, так как придомовые территории с кодовым замком.
00 - spl — 20 Июня 2016
Андрей Гусаров — автор довольно серьезных масштабов: он и специалист по биографиям выдающихся людей, от американских политиков и актеров до маршала Берия, он же и краевед, специализирующийся на истории С. Петербурга и его окрестностей.
Данная книга посвящена теме мало исследованной, несмотря на свою представленность в отечественной литературе. Мы говорим Питер — подразумеваем русская литература в свой лучший период. Лучшее лирическое описание Питера дано Пушкиным, и с тех пор более точно и кратко никто сказать не смог:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит.
В этом описании петербургских дворов нет, но они — место действия множества классических произведений русской литературы начиная с конца 18 в. — присутствуют в качестве фона.
Разновидностей этих дворов, оказывается, довольно много, и всем им в той или иной степени посвящены страницы любопытного, но не идеального исследования А. Гусарова.
А. Гусаров считает, что дворы в истории России существовали давно, но лишь с началом массовой застройки доходными домами, особенно в центре, начавшейся в середине 19 в., в С.Петербурге возникает новый тип городской рекреационной зоны — двор, замкнутый с четырех сторон зданиями. Такой двор получает название двора-колодца, а при наличии прохода в соседний двор или на дургую улицу — проходного двора. По мнению Гусарова, именно в этот период в русском языке появляются слова «дворник», «подворотня», «дворняжка». С последним я категорически не согласен, словари русского языка фиксируют это слово еще в начале 19 в. и пришло оно, прежде всего, из деревни, из языка крестьян и помещиков как особый тип собаки, в отличии от охотничьей.
Автор убежден, что петербургские дворы, особенно дворы рядовой застройки города, в наибольшей степени отражают душу города. Утверждение, как минимум, спорное. Для кого-то дух С. Петербурга селился в его дворцах, для кого-то — в набережных, а кто-то и сегодня видит его на площадях северной столицы.
Я соглашусь с автором, что есть целые поколения людей, выросших в московских двориках, во дворах Одессы, Тбилиси и Баку, старых двориках провинциальных городков центра России, но в большинстве своем эти дворы с их непередаваемой атмосферой утрачены, в отличии от С.Петербурга, сумевшего сохранить прошлое северного города и передать его будущим поколениям.
В начале своей книги автор даёт небольшой очерк на 15 стр. истории дворов в истории человечества, с древнейших времене по наши дни. На мой взгляд, на таком общем уровне он не требуется. Для чего нужен был и для чего предназначен сегодня двор, среднестатистический читатель знает, а углубляться в историю древнего Ближнего Востока едва ли требуется для данного — популярного по своей сути — издания.
Первые 70 стр. текста посвящены описанию С. Петербурга и его архитерктуры в русской литературе: очень много Пушкина и часто не по делу («Медный всадник», все петербургские адреса Пушкина). То же — о Гоголе и Достоевском, о дворах здесь почти ничего нет.
Но много места уделено современным питерским поэтам и их стихам, на мой взгляд, ничего для понимания темы книги не дающим, а с литературной точки зрения демонстирующим довольно средний уровень (извините, но это совсем не Пушкин).
Собственно о дворах говорится на следующих 240 стр. При этом зачем-то уделяется очень много места описанию дворцов царской семьи, великих князей и богатых петербуржцев (почти 40 стр.), хотя именно о дворах речь здесь ведется по минимуму.
Наибольший интерес представляет вторая половина книги, как непосредственно связанная с темой. Наверное, ее и следовало бы расширить за счет сокращения остальных, второстепенных, частей.
С точки зрения оформления издание сделано хорошо: есть предметный и именной указатели. Нет, правда, списка литературы. Много иллюстраций в основном хорошего качества. Большой плюс заключается в том, что почти ко всем описанным памятникам имеется фото.
Реально эта книга получилась обо всем — история, архитектура, люди, беллетристика, памятники. Рекомендую ее как любопытный справочник своего рода по истории и культуре города на Неве, в котором читатель найдет, кроме истории собственно петербугских дворов, много чего еще другого. Будем надеяться, что это другое ему тоже пригодится.
© Как много писателей, как мало читателей…00