«Кризис европейских наук» представляет собой последнее из объемных сочинений Гуссерля, в котором трансцендентально-феноменологическая проблематика рассматривается под новым, историко-философским углом зрения. Начало истории европейского человечества Гуссерль отмечает возникновением у древних греков идеи о «телосе», идеальной цели его развития под руководством разума. Идея эта иногда оказывается скрыта из виду или затмевается менее существенными обстоятельствами, но всегда сквозит в европейской истории, а в науке и философии Нового времени достигает своего наиболее радикального осмысления и осуществления. В собственной «Истории философии» Гуссерль стремится показать, что все развитие новоевропейской философской мысли с неизбежностью вело к возникновению трансцендентальной феноменологии, и уделяет особое внимание трансцендентально-философским методам Декарта и Канта, видя в них последовательные попытки осуществления феноменологической редукции, а также возникновению новой науки об идеальных предметах у Галилея. В третьей части сочинения о «Кризисе» рассматриваются два пути к феноменологической философии: со стороны психологической науки и со стороны «жизненного мира», понятие о котором впервые тематизируется именно в этой, последней работе Гуссерля.