- Религиозная литература для детей
- История
- Животный и растительный мир
- Все обо всем. Универсальные энциклопедии
- Этикет. Внешность.Гигиена. Личная безопасность
- Популярная психология для детей
- Человек. Земля. Вселенная
- Наука. Техника. Транспорт
- Компьютер для детей
- Другое
- Путеводители для детей
- Спорт для детей
- Детская кулинария
- Программирование и электроника для детей
- Экономика и финансы для детей
- Земля. Вселенная
- Популярная анатомия для детей
- Популярная психология. Личная эффективность
- Биографии великих людей
- Занимательное языкознание для детей
- Мифология для детей
- Философия и право для детей
- Знакомство с профессиями
- Земля. Космос
- Занимательная математика
Маятник жизни моей… 1930-1954 (Малахиева-Мирович Варвара Григорьева); Редакция Елены Шубиной, 2016
- Издатель: Редакция Елены Шубиной
- ISBN: 9785170942848
- Книги: Других известных людей
- ID: 1903236
Описание
Варвара Григорьевна Малахиева-Мирович (1869–1954) прожила долгую жизнь и сменила много занятий: была она и восторженной революционеркой, и гувернанткой в богатых домах, поэтом, редактором, театральным критиком, переводчиком. Ее «Дневник», который она вела с1930 по 1954 год, с оглядкой на «Опавшие листья» Розанова, на «Дневник» Толстого, стал настоящей эпической фреской. Портреты дорогих ее сердцу друзей и «сопутников» - Льва Шестова, Даниила Андреева, Аллы Тарасовой, Анатолия Луначарского, Алексея Ремизова, Натальи Шаховской, Владимира Фаворского вместе с «безвестными мучениками истории» писались на фоне Гражданской и Отечественной войн, Москвы 30-50-х. Скитаясь по московским углам, она любила, разочаровывалась, воспитывала детей своих друзей, страдала и молилась за близких, исчезающих в тюремных норах. Записывала их истории, свою историю, итог жизни – «о преходящем и вечном».
Видео Обзоры (4)
Почему в военное время спасают только дневники? Юрий Сапрыкин — о своем чтении сегодня
Наталья Громова "Писатели на Беломорканале". 21.04.2019.
Наталья Громова Последнее путешествие Цветаевой: Москва - Чистополь - Елабуга. 31.08.16
Цикл бесед Н.А. Громовой «Образ времени и образ человека». Варвара Малахиева-Мирович. 31.01.2016
Характеристики (12)
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Малахиева-Мирович Варвара Григорьева |
Переплет | 218.00mm x 143.00mm x 43.00mm |
Издатель | Редакция Елены Шубиной |
Год издания | 2016 |
Серия | Дневник русской женщины |
Страниц | 894 |
Переплёт | твердый |
ISBN | 978-5-17-094284-8 |
Размеры | 21,50 см × 14,50 см × 4,00 см |
Формат | 218.00mm x 143.00mm x 43.00mm |
Тематика | Других известных людей |
Тираж | 2000 |
Сравнить цены (3)
Цена от 193 грн. до 568 грн. в 3 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Купить в кредит (2)
Компания | Предложение |
---|---|
Полезные онлайн-сервисы
Компания | Предложение |
---|
Отзывы (3)
- Evgeniya Peretolchina — 27 Декабря 2017
Кладезь мудрости, жизни, прекрасный русский язык. Удивительно «интеллигентная проза». Могу порекомендовать эту книгу тем, кому интересны истории минувшей повседневности, дневниковый жанр и длинные тексты, которые, однако, легко читаются.
00 - Сергеева Татьяна — 23 Декабря 2015
Прежде всего автор мемуаров- человек Серебряного век. Она пришла в этот изысканный мир после участия в трагичном позднем народничестве и быстро стала "своей". Одаренная поэтесса, литератор с прекрасным русским языком, педагог и привлекательная молодая женщина, она не была счастлива. Ее судьба была похожа на судьбы женщин Сер.века- многое было дано, но ничего не сложилось. Главной любовью ее жизни был Лев Шестов, и трагический разрыв сказался на судьбе и здоровье обоих. Мемуары- это грустные воспоминания о прошлом, еще в царской России, и невеселое повествование о жизни в России советской. И не сразу скажешь, какая эпоха была для автора легче. М.-М. прожила свою старость в приживалках, в доме актрисы Аллы Тарасовой, с матерью которой она дружила с детства. Она исписала более ста тетрадок, фиксируя свою жизнь, переживания, рассказывая о встречах с яркими людьми-других людей в ее окружении не было, о беседах с Тарасовой, которая, как и Игорь Ильинский нуждались в ее мнении и слове. Находясь в положении почти полного безденежья, М.-М. делилась последним с теми, кому было труднее, чем ей. Никогда не забывала приехать-навестить, хотя часто это было из последних сил. Ее достоинство, отзывчивость поразительны. Вот и читать интересно, правда, нерождественское это чтение...
00 - spl — 3 Августа 2016
Варвара Григорьевна Малахиева-Мирович прожила долгую (85 лет) и не очень счастливую жизнь. Будучи человеком с, как бы мы сейчас сказали, активной жизенной позицией, она успела поучастовать в революционном движении 1880-х гг., но «новой земли и нового неба» не нашла. Будучи человеком творческим, она всю жизнь работала: написала почти четыре тысячи стихотворений (первые ее сохранившиеся стихи датируются 1883 г., последние написаны за год до смерти), много очерков, рецензий. Но единственная изданная при жизни книга стихотворений — это «Монастырское» (1923), оставшаяся незамеченной. В 1920-е гг. у нее вышло множество небольших книжечек детских стихов. Стихи, на мой вкус, так себе, ни знать, ни переиздавать их не надо, а вот иллюстрации к ним есть великолепные.
Будучи интересной женщиной, через жизнь которой прошло довольно много достойных (и не очень) мужчин, но семьи она так и не создала, оставшись бездетной, и все время воспитывала и учила чужих детей, находя в них «замдочери», «замсына».
Переезжала из города в город, никогда не имела своего угла. С юности работала и жила у чужих людей, превратившись под старость в приживалку, чем очень мучалась.
Была человеком нерелигиозным (невоцерковленным), но верующим и живущим по вере — всё время всем помогала, где делом, где словом. Оставила след в жизни разных людей, сохранивших добрую память о ней.
Но всё это преходяще, нематериально. А еще последние 25 лет Варвара Григорьевна вела дневники, оставив после себя 180 тетрадей, долгое время хранившихся в семье одного из ее воспитанников. События, описанные до 1930 г., то есть до начала записей, изложены не в хронологическом порядке, а включены в общий текст, перемежая его.
Н.Громова и Г.Мельник, исследовательницы русской литературы первой половины 20 в., подготовили замечательное издание этих дневников, в котором удивительно сошлись текст, комментарии к нему, иллюстрации и общее оформление. Из минусов отмечу отсутствие оглавления.
Правда, ни в аннотации, ни в рецензиях на книгу нигде не говорится, что это издание лишь ФРАГМЕНТОВ дневников, произвольно отобранных составительницей. Наверное, публикавать весь массив записок В. Мирович было бы ненужно, но что попало в данное издание, а что нет, не ясно.
В аннотации перечисляются знакомые В. Мирович, о которых она рассказала в своем дневнике. Это перечень, на мой взгляд, неточен. Об Анат. Луначарском буквально одна запись (но очень интересная). Мало об Ал. Ремизове с Вл. Фаворским. Зато много об И. Ильинском, одно время выбравшем ее в конфидентки. Очень много портретов обычных людей (в Москве и провинции), небольших, но точных и образных.
Человек высоко интеллектуальный и томившийся в окружении людей в массе своей мало высоко интеллигентных (как говорил герой Зощенко), она записывала в дневник свои воображаемые беседы с Чеховым, З.Гиппиус, Блоком.
Очень откровенно пишет про себя и других, старательно фиксирует как воспоминания прошлого, так и детали нового советского быта. Вот один пример, очень ее характеризующий:
«Какой страшной старухой была я час тому назад. В булочной. Продавщица не хотела отрезать от моего хлеба кусок, который нужно было дать тающему от голоду украинцу. Она была ничем не занята и даже играла ножом, а мне в ответ на просьбу говорила: «Прахадите, гражданка, не стойте у прилавка». И тут я завопила (и даже кулаком по прилавку застучала): «Вот этот самый нож может пополам вашу жизнь разрезать. И будете ходить под окнами, и никто не даст корки хлеба, узнаете, что значит голод, тогда вспомните этот день и час». Она смутилась и стала озираться, хотела позвать приказчика, чтобы меня вывели. В очереди кто-то засмеялся.
…ударило мне в голову, и я совсем уже как Иеремия, и даже не своим голосом, выкликала что-то пророчески грозное о сердцах, поросших волчьей шерстью, о камнях мостовой, которые будут есть вместо хлеба те, кто еще не понимает, что такое голод, и об ожесточении, об окаменении, об озверении. Уже никто не улыбался, а меня, кажется, серьезно собирались вывести. Вдруг из-за прилавка какой-то детина примирительно прошептал: «Бабуся, бабусенька». Мы с ним вышли при жутком молчании всех. И подумали, верно, что я сумасшедшая». (7.05.1933, с.105-06)
Ее записи рисуют нам очень неприглядную картину коллективизации и индустриализации, войны, еще более трудного мирного времени. Ей, пережившей две мировых войны, голод, две эвакуации (в 1919 и 1941 гг.) и жизнь под немецкой оккупацией, смерть родных и близких, было что с чем сравнивать.
Наверное, итогом прочтения дневников и знакомства с жизнью В.Г. Мирович могут стать ее собственные строки:
«Всклокоченный, избитый, неумытый,
Драчун и пьяница душа моя –
Раздетый и босой под стужей бытия
Стоит под вьюгой с головой открытой» (с.90)
Это душеполезная книга для воспитания собственных чувств на примере чужой жизни, но тяжелое, требующее усилий чтение. Сложная, очень плотная проза, которую я не готов рекомендовать широкому читателю.
© Как много писателей, как мало читателей…00