Из истории русской кулинарной культуры; Центрполиграф, 2009
553 грн.
- Издатель: Центрполиграф
- ISBN: 5-9524-2210-1, 978-5-9524-3457-8, 978-5-9524-4483-6
- Книги: История кулинарии. Кулинарные словари
- ID: 2394361
Описание
Необычный подход к русской классической литературе - через кухню демонстрирует в книге "Из истории русской кулинарной культуры" известный автор-кулинар В. В. Похлебкин. Рассказ о любимых блюдах героев Фонвизина, Пушкина, Островского, Чехова позволяет по-новому открыть для себя этих авторов и узнать много интересного о немаловажной стороне жизни наших предков.
Видео Обзоры (5)
Вильям Похлёбкин - Из истории русской кулинарной культуры [ Кулинария. Андрей Леонов. Аудиокнига ]
Пищевая эволюция. Кухня древней Руси
Спецвыпуск: особенности русской национальной кухни
Меню 1945 года / Запечатленное время
Правила жизни. Эфир от 04.05.18 / Телеканал Культура
Характеристики (5)
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Похлебкин Вильям Васильевич |
ISBN | 978-5-9524-2210-0 |
Год издания | 2009 |
Издатель | Центрполиграф |
Серия | Классика кулинарного искусства |
Цены (1)
Цена от 553 грн. до 553 грн. в 1 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Купить в кредит (2)
Компания | Предложение |
---|---|
Полезные онлайн-сервисы
Компания | Предложение |
---|
Отзывы (5)
- Krofa — 26 Сентября 2008
Эта книга очень необычна, она о том, какой русская кухня была раньше. Чтение само по себе интересное, познавательное. Понимание кулинарной культуры представлено в основном через Фонвизина, Грибоедова, Крылова, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Чехова, Островского, Л.Н. и А.Н. Толстых, она раскрыта через их произведения, блюда героев, а также иногда через письма. Здесь много исторически верных сведений, знание о которых помогут разобраться в развитие кулинарных блюд и кухни в целом.
00 - Анонимно — 10 Ноября 2010
Это книга не только о еде.
Вот кусок текста о Пушкине.
Но Пушкин брал примеры из «практики застолья» не толь ко тогда, когда стремился к наибольшей образности и доход чивости своих политических характеристик.
Иногда он просто на примере обычных бытовых ситуаций пытался зафиксиро вать свое личное отношение, а вернее, интуитивно возникаю щее у него чувство к тем или иным социальным тенденциям, которые проявлялись в обществе еще неясно, едва заметно, но тем не менее уже задевали, беспокоили и вызывали даже до саду или гнев поэта.
Так, в «Станционном смотрителе» он делает авторское от ступление, где подчеркивает, что «долго... не мог привыкнуть к тому, чтобы разборчивый холоп обносил меня блюдом на губернаторском обеде...». Эту же мысль, но в более общей, отвлеченной и констати рующей форме, Пушкин высказывал еще в «Евгении Онеги не», где, повествуя о быте семьи Лариных, сообщал, что «за столом у них гостям носили блюда по чинам», а затем повто рил ее в «Дубровском», где она характеризует деспотические порядки в доме Троекурова. Но об отрицательной оценке этого явления Пушкиным в «Евгении Онегине» можно было судить лишь косвенным об разом, учитывая, что это сообщение дается в контексте об щего иронического отношения поэта к помещикам типа Лариных. В прозаическом же варианте Пушкин ясно говорит о своем личном отрицательном отношении к этому явлению Веского барского хлебосольства и, кроме того, ясно объяс няет, что же его в данном явлении возмущает. Дело, оказы вается, не столько в самом порядке разноски блюд (по чинам), сколько в интерпретации этого установления, которую оно получает от холопов. «Разборчивый холоп», то есть мелкий исполнитель, раб, который тем не менее сам решает, кто, на его взгляд, на взгляд холуя, лакея, с его лакейских позиций, — важный или не важный, нужный или ненужный, по лезный или бесполезный, значительный или незначительный в обществе и для общества человек. Вот что возмущает Пушкина! Даже из контекста одной этой фразы такое понимание от ношения Пушкина не вызывает сомнения. Так что «кулинарное» окружение проясняет позицию Пушкина. А это значит что, только учитывая это «незначительное» высказывание мы можем правильно, точно, с помощью самого Пушкина, исторически объективно разобраться в том крайне запутанном пушкинистами вопросе, каковы же были философские и об щественно-политические взгляды Пушкина, или, если гово рить более узко, более конкретно, как он относился к народу, массе и что понимал под «толпой» и «чернью» — «термина ми», часто употребляемыми им в своих поэтических произ ведениях.
Поразительно, что К. Маркс в своем конспекте книги Кошелева «Об общинном землевладении» обращает внимание на то же самое, замеченное только Пушкиным обстоятельство: «Разве все другие со словия не разделяют с крестьянами этого гнета?» — спрашивает Маркс. Но Пушкин, как историк, понимает — от этого историчес кого факта уйти никуда нельзя. Надо решать все вопросы по улучшению России с учетом ее специфики.
Брать же нечто противоположное самодержавию и монархии, то есть механи чески ориентироваться на ее конституционные противополож ности — республику, демократию, либерализм — это совершен но неправильно, антиисторично и глупо. Он испытывал раздражение, не мог никак примириться с тем, «чтобы разборчивый холоп» обносил его блюдом на губер наторском обеде — смотря на его африканское лицо и вскло ченные бакенбарды и не видя ни погон, ни эполетов, спокойно решал, что «этой мелочи» он, ливрейный лакей, может и не поднести блюдо, пройти мимо, не заметить. То, что это великий поэт и гений, холопу даже и в голову прийти не могло, такие категории для него чужды.
Но по казать свою маленькую власть лакея, облаченного в золотую ливрею, перед незначительным по фигуре и состоянию дворянином — это холоп может, умеет и даже к этому стремит ся, исходя из двух обстоятельств: во-первых, чисто сослов ного, из того, что раб не прочь отомстить хоть чем-нибудь своему (или чужому) господину. И во-вторых, из чисто лакейско-холопского чувства наглости: нагадить чем только мож но человеку, заведомо большему, заведомо более превосходя щему холопа, чтобы хоть на минуту испытать недоступное во все иные моменты чувство превосходства.
Пушкин, как человек в высшей степени наблюдательный, хорошо познал эту породу людей, сформированных крепост ным правом в течение XVIII столетия — породу дворни, резко отличающуюся от крепостного крестьянства, занятого земле делием, скотоводством, работающего в сфере сельскохозяйст венного производства. Дворовые же люди — это та категория, которая послужи ла питательной средой и резервом для формирования всех со циальных пороков русского общества к концу XIX — началу XX века. Именно из этой среды рекрутировался, с одной сто роны, — «чумазый капитализм» России, ее купечество, а с другой, — социальное дно, преступный мир, и обе части этой бывшей дворни отличались неимоверным цинизмом, преступ ностью замыслов, помыслов и осуществлений, как в сфере экономики, так и в сфере человеческих отношений. От них, и только от них, пошли все виды социальной заразы и со циальных болезней русского общества накануне революции. Революция очистила частично страну от этой заразы, но затем представители дворни взяли реванш, ожив в новых, военных и послевоенных поколениях советского мещанства. ...
Таким образом, и здесь мы видим, что нюанс, ускользнув ший в «серьезных», в основных замечаниях поэта, не нашедший отражения ни в тематике, ни в сюжете его стихов и прозы, все-таки вскользь, но проявился через кулинарный антураж, где Пушкин мог дать волю выражению своих подлинных чувств и эмоций. В «Евгении Онегине» он, сообщив о своем недовольстве обслужи ванием за столом на званых обедах, скрыл все же мотивы этого недовольства. Но в «Станционном смотрителе» в более разверну той формулировке той же мысли он объяснил, что все дело в его недовольстве дворней, плебеями-прохвостами, «разборчивыми холопами», которым нельзя давать волю, нельзя предоставлять возможность решать самим даже самые маленькие дела.00 - Kagury — 18 Января 2011
Надо сказать, что тему для своей книги Похлебкин выбрал довольно интересную. Еда у русских классиков. Вот, казалось бы, где можно развернуться знаменитому кулинару. Но увы. На мой взгляд, он не справился с поставленной задачей. Начал вроде как за здравие. Например, описал в паре строк время Фонвизина, привел интереснейшие выдержки из его дневников путешествий по Европе, пояснил пару кулинарных мест из "Недоросля", придумал меню времен Фонвизина и даже привел рецепт подового пирога. Но чем дальше, тем штампованней становятся его замечания насчет "кулинарного антуража". Более того, какие-то классики, например, Белинский, в книге явно для количества, т.к. сказать про них Похлебкину особенно нечего в рамках выбранной им темы. Поэтому он ударяется в обсуждение политической обстановки, и постепенно скатывается с объективного и любопытного повествования о том как и что ели на Руси в вязкое болото неоднозначных субъективных оценок.
В общем, книжка из разряда - почитать как внеклассное чтение при разборе классиков, но не более того.
Как-то я ожидала большего. Более подробного рассказа о самих блюдах, о изменениях, которые претерпевала русская кухня и т.п. Можно было со вкусом обсуждать детали блюд, сервировки, изменений в этикете, набросать примерное меню для каждого пусть не автора, но периода.... Но этого всего, увы, очень-очень мало, а жаль, идея была хороша.
Кстати, сами дневники Фонвизина очень рекомендую для ознакомления - довольно нетрадиционный подход к описанию западноевропейских реалий, в частности, я для себя почерпнула ряд любопытных деталей, например:
"Поварня французская очень хороша: эту справедливость ей отдать надобно
но услуга за столом очень дурна. Я когда в гостях обедаю (ибо никогда не ужинаю), принужден обыкновенно вставать голодный. Часто подле меня стоит такое кушанье, которого есть не хочу
а попросить с другого края не могу, потому что слеп и чего просить — не вижу.
Наша «русская» мода обносить блюда есть наиразумнейшая.
В Польше и в Немецкой земле тот же обычай, а здесь только перемудрили. Спрашивал я и этому резон: сказали мне, что для экономии: если-де блюды обносить, то надобно на них много кушанья накладывать. Спрашивал я, для чего вина и воды не ставят перед кувертами? Отвечали мне, что и это для экономии: ибо-де примечено, коли бутылку поставить на стол, то один всю ее за столом и вылакает
а коли не поставить, то бутылка на пять персон становится".00 - Алонсо Кихано — 31 Октября 2008
Русская кухня в русской литературе. Очень интересный свод. Тут не только и не столько цитаты. Таку работу проделать мог бы любой человек с гуманитарным дипломом. Схема проста "библиографии-цитаты-сглажка шероховатостей, затирка швов". Тут все более основательно. Перечитывали с женой островского и тут вспомнили об этой книге.. И устроили "день купеческой кухни"...Очень интересно исследование А.К. Толстому посвященное... Вся серия оформлена превосходно. Тома примерно одинаковой толщины, бумага белая. все качественно.
00 - Afina — 8 Мая 2009
Прекрасная книга! Оказалась очень увлекательной. Своим друзьям я ее с удовольствием рекомендую к прочтению. Помещаю несколько страничек подряд, чтобы можно было составить свое впечатление.
00