Петр Чаадаев - "преступник" или "безумец"? "Католик" или "православный"? "Верноподданный" или "революционер"? "Славянофил" или "западник"? Скандальное первое "Философическое письмо", опубликованное в 1836 г. и стоившее автору диагноза "сумасшествие", до сих пор вызывает горячие споры. Михаил Велижев, профессор школы филологии НИУ ВШЭ, анализирует мифологию, сложившуюся вокруг фигуры Чаадаева, и предлагает новое прочтение знаменитого текста. В этой перспективе Чаадаев предстает оппонентом русского государственного национализма - идеологии, формировавшейся в 1830-е гг. Помимо чаадаевской статьи в книгу вошли наиболее яркие материалы официальной печати николаевского времени, изданные в 1829 г. (в год создания первого "Философического письма") и в 1836 г. (в год его публикации). Полемический контекст проясняет смысл политического жеста публикаторов "письма": это критика официального национализма на его собственном языке.