Книга: Опосредованно (Сальников Алексей Борисович); Редакция Елены Шубиной, 2022

311 грн.

Купить Купить в кредит

Описание

Новый роман автора бестселлера "Петровы в гриппе и вокруг него".

Алексей Сальников - поэт, прозаик, автор романов "Петровы в гриппе и вокруг него" и "Отдел", а также трех поэтических сборников. Лауреат премии "Национальный бестселлер", финалист премий "Большая книга" и "НОС".

В новом романе "Опосредованно" представлена альтернативная реальность, где стихи - это не просто текст, а настоящий наркотик.

Девушка Лена сочиняет свое первое стихотворение в семнадцать лет, чтобы получить одобрение старшего брата лучшей подруги. А потом не может бросить. Стишки становятся для нее и горем, и утешением, и способом заработать, и колдовством, и частью быта - ближе родных и друзей. Они не уходят, их не выкинешь, от них не отвяжешься, наверно потому, что кровь не водица, но все же отчасти - чернила.

Цитаты из книги

"Где бы ни родилась Лена, не подсесть на стишки ей стоило бы огромного труда. Из романов она почерпнула только, какие бывают виды прихода, а именно: скалам - восходящий и нисходящий, в зависимости от возникшего восторга; будда, превращающий голову в спокойного наблюдателя; ривер, делающий так, что мир втекает в тебя, как воздух; и тауматроп, совмещающий речь и ее изнанку в одну притягательную картину".

"Вот есть театр, есть кино, есть литература, есть стишки, которые не искусство вовсе, а просто умение копнуть в себе поглубже, так я понимаю, попытка понять и выразить словом то, как ощущает себя не разум, но психика, как она входящие сигналы принимает, как она себе представляет, то, что вокруг творится".

Видео Обзоры (2)

Bookовски #17: "Опосредованно" Алексея Сальникова

ТЫЖЧИТАЛ "ОПОСРЕДОВАННО" (А. Сальников) | Поэзия как наркотик, Сальников и хейт критиков


Характеристики (28)


ПараметрЗначение
Автор(ы)
ПереплетТвердый (7БЦ)
ИздательРедакция Елены Шубиной
Год издания2022
Возрастные ограничения18
Кол-во страниц416
СерияКлассное чтение
Формат84x108/32
АвторыСальников А.
Переплёттвердый
Год публикации2019
ЯзыкРусский
Количество страниц413
АвторСальников Алексей Борисович
Возрастное ограничение18+
Тип обложкитвердая
Вес0.377
Жанрзарубежная классическая проза
ИздательствоАСТ
РазделСовременная русская проза
ISBN978-5-17-113399-3
БумагаОфсетная
Размеры84x108/32
Обложкатвердый переплёт
Язык изданияrus
Страниц448
ТематикаСовременная отечественная проза
Тираж12000


Цены (1)

Цена от 311 грн. до 311 грн. в 1 магазинах

МагазинЦенаНаличие
Bookovka UA
5/5
«Буковка» – це в першу чергу високий асортимент якісних книг відомих видань

Купить в кредит (2)


Компания Предложение
Prostocredit

Сума: від 500 до 6500 грн. Срок: 90 днів з наявністю пільгового періоду від 3 до 30 днів під знижену % ставку (з можливістю пролонгації пільгового кредиту необмеженої кількості раз) Процентна ставка: Пільгова 1,7%, Базова 2% Робота 24/7: заявки на кредит, видача кредиту

Aviracredit

Aviracredit - Онлайн кредит на картку до 6300 грн. Швидке рішення щодо заявки, гарний рівень узгодження заявок. Розмір виплати за перший виданий кредит - 227 грн.

Полезные онлайн-сервисы


Компания Предложение

Отзывы (57)


  • 5/5

    Прочитала книгу давно, как только появилась в продаже. Сейчас с высоты лет...конечно не просто было все в семье, и моменты над которыми хохотала, сейчас бы охарактеризовала как

    0
    0
  • 4/5

    новый роман Сальникова не совсем такой как "Петровы в гриппе", а больше походит на "Отдел" - с постоянными и обыденными смертями, с таким Кровостоком между строк, с наркотиками и ускользаемым сюжетом за всей этой круговертью.
    Мне не хватило немного сюжетной линии, но в целом, это все как в жизни - за мелкими и незначительными теряем большое и важное.
    В целом роман понравился, проглотила за выходные и ушла перечитывать Бродского.

    0
    0
  • 5/5

    "Опосредованно" - это знакомая и полюбившаяся еще по "Петровым в гриппе" манера изложения, это нелинейно красивый текст, это жизнь каждого из нас - в меру анекдотическая, так что иной раз смех не сдержать, и без лишнего трагизма. Это идеальное сочетание реализма и сюра. И самое честное переложение "можете не писать - не пишите" из всех, что мне довелось встречать.

    0
    0
  • 4/5

    Очень сильная книга примерно страница до ттрехсотой. Практически нет проходных диалогов, присутствует динамика, незатянутость сцен и традиционно увлекательное изложение, которым славится автор.
    Однако после воссоединения главной героини с бывшим мужем пошли одни сплошные бесконечные диалоги и описания... Такое впечатление, что Сальникову позарез надо было добить книгу до определенного числа страниц и как только он эту задачу выполнил, то сразу повествование свернул без какой-либо яркой концовки.
    Книга и рассказанная в ней история интересные, рекомендую к прочтению, но за последние главы два балла скидываю.

    0
    0
  • 4/5

    Сальников «лепит» (никакого пренебрежения!) свои романы из сочетания фантасмагории/фантастики и реализма. На толстую непрошибаемую реалистическую основу, которая состоит из множества деталей, тесно сплавленных, спаянных друг с другом, без пор и зияний, он наносит слой некий ирреальности, впрочем, не такой уж и ирреальной... В «Петровых в гриппе и вокруг него» и «Отделе», верхний слой лёг ровно, в «Опосредованно», видимо, нижний пласт перед нанесением верхнего не обезжирили и плохо промыли, поэтому легло неровно, местами скаталось, где-то пузыриться началось, в другом месте проплешины появились. На этом о плохом закончим и перейдём к хорошему.
    А хорошее бьёт по трём фронтам.
    1.Ключевая метафора о литре – наркотиках. Ну правда ж, мы все тут зависимые, все хотим такие произведения читать, чтоб мозг утонул в эндорфинах, чтобы зрачки были как блюдца, чтоб сердце колотилось 220 ударов в минуту. Но самые-самые торчки, конечно, сами творцы, у которых, лиши их возможности создавать, ломка начнётся такая, что никакой метадон не поможет.
    2. То, что некоторые обозвали «Санта-Барбарой» из жизни Лени, та самая бытовуха, которым почему-то многим не зашла, всё то, что есть в «Опосредованно» за пределами мирка стишкосоздателей и стишкопотребителей. Разве не из неё состоит жизнь? И поэтов, писателей, художников в том числе. Это мы в десятом классе, проходя поэтов Серебряного века, представляем Ахматову и Цветаеву утончёнными натурами, что только и делали, что о высоком говорили, да красивым подчерком стихи писали, но потом-то уже понимаем (надеюсь!): они и мужчинам «мозг пудрили» (и те им тоже, конечно), и детей рожали, и хоть сколько-нибудь бытом занимались. А современные творцы и подавно утопают в бытовухе, также, как все остальные, ибо поэтом можешь ты не быть, а вынести утром мусор и съездить в субботу в «Ашан» ты обязан.
    3. Заигрывания Сальникова с биографиями и цитатами поэтов и писателей, признаться, очень доставили. Хорошо вписались в «тело текста», игриво подмигнули читателям, склеили два мира, наш и опосредованный.
    Подробнее – в видеообзоре романа

    0
    0
  • 3/5

    Получилось гораздо слабее "Петровых" и "Отдела". Многообещающее начало сюжета в первой части книги и невнятный слив во второй. Тем не менее, прекрасный слог и стиль. Читать обязательно.

    0
    0
  • 5/5

    Очень необычное произведение. Вроде ситуация- проще не бывает. Годы, недавно прожитые. Но есть одно НО... наркотик, который вроде бы вовсе и не наркотик. И вроде даже и рука помощи отчасти.
    Книга о жизни, о правильном выборе ( а бывает единственно правильный?), о принятии и о любви. В самом широком смысле. Очень простыми словами и ситуациями о вечном. О том, что близко именно нам....

    0
    0
  • 5/5

    Я купилась на громкое имя автора.Признаюсь,не читала Петровых в гриппе,а теперь вряд ли прочту.
    Это абсолютная неудача,эти стишки,эти литры,вульгарная безвкусица.Вообще непонятно о чем автор пишет.О поэзии?Неужели?
    Кроме как унылый нудеж назвать этот роман невозможно.Опосредовано?)))Многословно,ни о чем,читать невозможно.Если бытовые описания ещё читабельны,то о так называемых стишках просто тошнотно и невыносимо читать.

    0
    0
  • 4/5

    Прочитав аннотацию, ожидал нечто вроде антиутопии. Но тема запретной поэзии в первой половине книги раскрыта как-то слабовато, а во второй отходит куда-то на пятый план, упоминается однобоко и скучно. Последняя треть книги съезжает в совсем уже женский роман, описание отношений героини со своими родственниками и знакомыми. И если в "Петровых" тема взаимоотношений читается свежо, то тут довольно скучновато.
    В общем, как по мне, роман явно слабее первых двух.
    В тексте куча орфографических, лексических ошибок, лишние запятые, перепутаны не и ни. К третьей главе начинает резать глаз

    0
    0
  • 3/5

    Вялотекущая шизофрения, в которой есть что-то от "Петровых": отсутствие четкого сюжета, интересные мысли автора, красивый язык и пр. Но если "Петровы" оставили приятное впечатление, то данное произведение я с трудом одолела и была рада, что оно наконец-то закончилось.

    0
    0
  • 5/5

    Любопытно открывать для себя современных русских писателей.
    В книге описывается жизнь героини в мире, где стишки являются наркотиками, писать и читать их нелегально. Всё это вписывается в обычный русский быт, такой знакомый.
    Очень равномерно и спокойно идет описание, даже когда случается что-то эдакое, нет эмоциональности. Но в этом прелесть книги. Сперва шло тяжело, думала даже бросить, а потом затянуло и уже хотелось знать- чем все кончится. А концовка очень понравилась. Такое приятное послевкусие осталось от книги, не часто такое бывает.

    0
    0
  • 5/5

    Сальников А. Опосредовано. М.:АСТ, Редакция Е.Шубиной, 2019
    Когда я прочитал название и аннотацию, у меня в голове возник образ Уолтера Уайта из сериала «Во все тяжкие». Да и первые главы создавали ощущение, что Елена может пойти по пути организованной преступности, получая удовольствие не столько от литры (так в романе называются кайфоносные стишки) сколько от организации преступления. Другая версия крутилась вокруг наркоманского декаденса a-la записки морфиниста или какого-нибудь курителя опия. Само название (до прочтения) наталкивает на мысли о чём-то посредственно и даже пошлом, осуществляемым и чужими руками. Но автор создал альбом сцен семейной жизни скромной учительнице математики и поэтессы, которая боится умереть одна, как тот человек, что ввёл её в мир стихосложения. У Елены проблемы с матерью и бабушкой, потом проблемы с мужем (пусть и не на всю жизнь), непонимание детей. И жизнь, полная строк, литературных отсылок, персонажей и кайфа. Сама её жизнь не просто опосредована стихами. Один из персонажей (дилер Елены) и утверждает, что мы, люди, и есть просто выражения той, большой речи, что будет существовать и после нас. Стихи создают как будто мир безвременья, который Елена переносит и в свою обычную учительскую жизнь, путая времена, когда происходили важные событие.Сама её семья оказывается стихами: скаламами, ривером, буддой, тауматоропом. И повседневность, этот сор, вплетается в её стишки. И вообще, само настоящее оно никакое, пока на него не взглянет. Поэтический опыт, пара строк, что войдут или вошли в твою жизнь оказываются настоящим событием, которое изменят тебя навсегда.
    Да можно ругать Сальникова за то, что линия с поиском своих и понимания стихов не всегда выдержана. (или может я чего не понял), что Вова как-то странно меняется, а мать вообще нет. Но это ерунда. Книга оставляет впечатление чего-то хорошего, доброго и домашнего. Ощущается радость от стихов (которых в романе про стихи почти нет), радость от чужой прожитой жизни. Сальников смог говорить о стихах, почти не показывая стихов, но создавая ощущения, что у тебя перед глазами, на кончиках пальцем, и мурашками по телу поэзия, музыка и красота.

    0
    0
  • 3/5

    Меня тяжело обвинить в нелюбви к писателю Алексею Сальникову. Как только я прочёл первый его для себя роман «Петровы в гриппе и вокруг него», я стал его евангелистом, рассказывал о его книге всем знакомым и не совсем знакомым людям, а когда прочёл роман «Отдел», я стал рассказывать об этом писателе и его книгах ещё активнее. Но после прочтения «Опосредованно», у меня нет желания его кому-нибудь советовать прочесть.
    До выхода данного романа, Алексей Сальников предупреждал, что на этот раз пишет другой роман, не похожий на его предыдущие работы. Меня такие предупреждения ни капли не смущали и не настораживали, так как почитать что-нибудь другое от такого талантливого автора, было очень соблазнительно. Но я не ожидал, что во-первых, Алексей способен написать такое, а во-вторых, что он лукавил насчёт другого.
    С первого прочитанного мной романа Алексея, я сравнивал его ни много ни мало с самим Виктором Пелевиным, ещё тем — времён Generation «П» и Чапаева и Пустоты, в романах Алексея были неотъемлемые черты книг того Пелевина — описание обычного российского быта плюс налёт мистики, который мастерски включён в этот самый быт и смотрится в нём натурально и органично, как будто там и был всегда. Я даже было грешным делом думал, что Алексей это Виктор, так как по первой об Алексее было очень мало информации. Но потом я встретил Алексея на книжной выставке и он перестал быть Пелевиным. Со своим романом «Опосредованно» он также перестал быть Пелевиным.
    Так что же в нём такого плохого в этом романе? А вы знаете — ничего. Если бы это был не Сальников. Когда человек пишет два таких первоклассных романа, от которых невозможно оторваться, а после них пишет обычную книгу, в которой ну вот ничегошеньки особенного нет, это кажется как минимум обманом, а как максимум выжимкой денег из легковерного читателя.
    Давайте немного о самом романе, как о художественном произведении. Главная героиня пишет стихи, стихи в этой параллельной России — наркотик. Всё. Весь роман это жизнеописание главной героини с огромным количеством бытовухи, которая поданная в разумных объёмах в прошлых романах, радовала, в этом же она набивает оскомину уже к сотой странице и ты грустно смотришь на оставшиеся 300 страниц и надеешься, что там будет что-то другое, но нет — то же описание российского быта. Идея со стихами-наркотиками не очень интересно и не очень часто пытается подняться на ноги в романе самостоятельно, но падает, сокрушаемая ударами автора, как герои Георгия Вицина и Юрия Никулина, падали от ударов Евгения Моргунова в Операции «Ы».
    Язык автора, как и раньше хорош, но читать это совершенно неинтересно. Ну вот не цепляет нисколько. Роман хорошо подойдёт для знакомства с автором, начинать с него самое оно. А вот заканчивать им, это издевательство над своим отношением к хорошему автору. Жду с нетерпением следующую книгу Алексея, а об этой постараюсь забыть.
    P.S. Отдельное «спасибо» дизайнеру обложки книги, как будто автор книги бузова или водонаева. У вас с романами, где главный герой женщина, кроме розового цвета больше никаких ассоциаций нет?

    0
    0
  • 3/5

    К сожалению, личное впечатление от этой книги сильно разошлось с множеством положительных и хвалебных отзывов. Не могу сказать, что книга не удалась, но, как по мне - не дотянула точно. Изначально идеей завлекла, но дальше на протяжении всех четырёх с лишним сотен страниц постоянно сопровождало ожидание - когда же начнётся раскручиваться история, сама эта идея, когда повествование станет динамичнее, события книги станут гуще, ярче, насыщеннее. Было довольно скучно, до динамики персонажей и доли мистицизма "Петровых" (которых, кстати, и там местами не хватало, но не настолько) расхваленный роман не дотянул. Возможно, эта невыраженность всего и вся и есть на самом деле одно из главных достоинств книги, но я ждала от неё не этого.

    0
    0
  • 4/5

    Сальников начинает свой роман в свойственном ему стиле узнаваемой бытовухи ни о чем, а заканчивает «Санта-Барбарой» отечественного розлива.
    Как оказалось - роман не о наркоманских стишках, ведь линия стишков получилась короткой и неровной, а о семейной династии главной героини - Лены. Что интересно, как только в книге был упомянут писатель Джон Ирвинг, книга, как по щелчку, стала походить на любую из книг Ирвинга: вот Лена вышла замуж, вот родила близняшек, вот ушел муж, близняшки подросли, вот все подружились со всеми - семья Лены с новой семьей мужа, вот кто-то родился, кто-то умер, вот Лене уже под сорокет... Все это даже описано в особенной отстраненной манере Ирвинга. Лена постоянно сидит дома и целыми днями наблюдает за жизнью своего семейства. Других дел у нее нет. Постоянно дома у нее то бывший муж, то друг дочек, то сын бывшего мужа от второй жены, то дочка бывшей жены бывшего мужа. Бытовых проблем - никаких! Какие-то антропоморфные богатые бездельники с богатого Урала! Но если персонажи Ирвинга могли себе это позволить, потому что по сюжету они все далеко не бедствующие писатели, то на какие средства живет учительница Лена, мать одиночка двоих детей? Ну да, она торговала стишками несколько лет, что позволило ей прикупить квартиру и построить дом, но потом она с этим делом завязала. Чем живет дальше? Ведь далее из текста не понятно, работает она учителем, или нет. Кто-то может возразить, что это авторский стиль Сальникова, и бытовые проблемы слишком ничтожны, чтобы писать о них. Но почему тогда в двух первых романах автора с этим вопросом все в порядке? Буквально две строки в одном месте, две в другом - и ты чувствуешь, что персонажи живые, работают, зарабатывают, крутятся, в общем, похожи на нас с вами. Это первое, что мне не понравилось в книге. Что еще не понравилось (сейчас будет не особенно важный спойлер): одна из дочек главной героини, еще в подростковом возрасте, осознала, что она лесбиянка, очень переживала, замкнулась в себе, родителям не сказала, но зато сказала всем остальным родственникам, даже пятилетнему брату! Но родители потом все равно все узнали, выдохнули с облегчением и даже с как-то извращенно обрадовались: "ах, всего-навсего? Мы тебя, любим, подумаешь ерунда какая! Хахаха!" Тоже очень похоже на Ирвинга, в его "Мире глазами Гарпа" один из сыновей главного героя тоже как-то легко сменил свою ориентацию без какого либо осуждения или сожаления со стороны других героев. Такие моменты, честно говоря, коробят. Ну и по мелочам смущают другие моменты. Например, муж Лены купил бутылку коньяка и страшно напился! А на второй день опять напился, допив половину этой же самой бутылки! Автор серьезно что-ли?
    К концу книги все раздражение, вызванное мыльно-оперным содержанием большей части книги, снимается последними двумя главами. Предпоследняя глава закрывает почти позабытую линию «стишков», последняя глава в целом закрывает роман, оставляя приятное послевкусие за счет сцены семейной встречи и фирменных «Сальниковских» диалогов. Рассмешило описание одного из персонажей выдуманного им самим жанра «Совкопанк», и воспоминание главной героини про учительницу, которая все говорила серьезно, но все сказанное ей было смешным: «Ей казалось, что люди издеваются и не сочувствуют, но сама же была виновата, когда говорила, что лом высек искру в мерзлой земле кошачьей могилы…».
    Ну и кратко, по итогам прочтения, хочу сказать, что книга все-таки хуже первых двух романов Сальникова. Первая треть книги достаточно бодрая и интересная, середина и почти вся третья часть нудновато-приторные с этими надоевшими семейными ценностями странной смешанной семейки, ну а концовка хорошая. Если меня спросят, стоит ли прочитать «Опосредованно», то я скажу, что скорее да, чем нет, ведь есть в книге свои яркие и интересные моменты.

    0
    0
  • 5/5

    «Опосредованно» я закончила читать аккурат в тот момент, как меня затянуло в тайфун цейтнота, так что, конечно, спустя две весьма насыщенные недели восстановить точные ощущения и впечатления от книги будет сложно. Но и не сказать о ней нельзя.
    «Опосредованно» - третья книга Сальникова, которую я прочитала и авторский стиль не набил оскомину, а по-прежнему кажется свежим, ярким и самобытным.
    Главная фишка романа известна, наверное, даже тем, кто не читал книгу. Это обычный мир вроде нашего, только есть в нем одна удивительная штука – «стишки», которые непонятным магическим образом могут вызывать наркотический «приход». Формальное отличие просто поэзии и стишков мне осталось неясным, но при этом возникло стойкое чувство, что в душе я понимаю о чем речь, и глядя на собственные поэтические опыты, вполне смогу сказать, что бы «торкало», а что нет.
    Главная героиня выглядит обычным человеком, оно и понятно, вряд ли по дороге на работу в общественном транспорте вы сможете определить, кто из ваших попутчиков балуется написание стихов, а кто нет. Но жизненные перипетии Лены намертво переплетены с ее поэтической зависимостью. Бытовая сторона жизни у Сальникова описана в лучших традициях современных мелодрам – школа, отношения с матерью, влюбленности, институт, брак, дети, измена, развод. Все, что касается поэзии говорит словно на другом языке – раненом, калечном, истеричном, глубинном и трогательном. Словно есть два способа познания: непосредственно, эмпирически – проживая жизнь событие за событием от рождения до смерти и опосредованно, внутренне – создавая другую поэтическую ткань реальности.
    И если, рассказывая о Лене как о дочери, женщине, жене и матери автор занимает достаточно отстраненную позицию, то говоря о поэзии и творчестве Сальников делает это страстно и увлеченно. Логично и изящно автор превращает оглавление в стихотворение, не скажу, что сильно меня тронувшее, но все же неплохое на мой вкус.
    Пожалуй, «Петровы в гриппе» для меня пока самый лучший роман Сальникова, но я буду ждать новых книг и новых неожиданностей.

    0
    0
  • 5/5

    Опосредованно о посредственности.
    Это самый по-хорошему женский роман из написанных в последнее время на русском и прочитанных мною.
    Забористый текст. Я прочитала его как честную и немного грустную повесть о том, что невозможно совместить творчество и семью. То есть возможно, конечно - у Елены (и у меня) получилось. Но как? Средненько - и там, и там. Под конец реально почувствовала себя ГГ, не способной схватить Холодок. Даже обидно.
    Тогда Лена и выразила свою надежду, что она тоже литератор, потому что, пусть и странным образом, пусть и в малой форме, волнует людей так, что они готовы платить за стишки. Дмитрий, как мог своим побитым лицом, выказал молчаливое недоумение. «Ну, их тоже приходится писать, тоже придумывать, чтобы пробирало», – сказала она. «Так у литературы эстетическая задача, история какая-то. А у тебя пробирает, – сказал Дмитрий, – Если и относятся к литературе стишки, то разве что опосредованно. Часть приемов оттуда, не знаю. То, что их, вот, приходится действительно придумывать и записывать. Но на этом ведь все.
    И когда Лене прямым тестом говорят о том, что Холодок (стишок, способный вызвать передоз у своего творца, приводящий к его смерти) - это лишь для тех, кто отдается "стишкам" полностью, поэтому ей это не грозит, то раздирает (вместе с героиней) амбивалентность: с одной стороны, облегчение, что она не погибнет при написании наркотического стишка, а с другой - глубокое неизбывное разочарование.
    Вообще скажу, что образ Лены настолько мне лично близок, что становится иной раз страшновато: как Сальников умудрился влезть в мою голову и вытянуть оттуда вотэтовсе - муки творчества, почти наркотическую ломку, когда не пишется или пишется, но не то - не вставляет. И вот эту вечную по-настоящему больную необходимость в раздвоении, когда ты не можешь не писать, но не можешь и бросить на произвол судьбы все остальное - детей, семью, какие-то связи с действительностью. Тот кусок текста, где Лена переживает смерть своего, можно сказать, учителя и подельщика, отзывается очень сильно. Страх одиночества - это и мне так знакомо!

    Вслед за Галиной Юзефович все наперебой стали ругать роман за то, что автор увел его в бытовуху, живописал будни и проблемы современной женщины. Как посмел? Не повелся на легкий проторенный путь сериала "Во все тяжкие" и не стал рассказывать о страшных и ужасных метаморфозах учительницы математики, производящей и распространяющей смертельный наркотик - "стишки". Это ведь так и просилось на бумагу! Представляете, как ему бы тут все рукоплескали? А я вот рада, что он остался непредсказуем. Сальников опять всех обманул и пошел своим путем - внезапно рассказал (кстати, как и в Петровых) историю о "маленьком человеке", на этот раз не мужчине автослесаре, который создает на досуге обалденные комиксы, а внезапно о женщине-учительнице, которая пишет »вставные» стихи. И даже рассказывает нам все секреты мастерства: чтобы торкало, надо писать о том, что реально волнует, что пережил или страшишься пережить.
    И здесь опять возникает вопрос об ответственности творца, о той самой вербальной магии, которая способна изменять мир и влиять на судьбы героев. Лене проще всего было бы писать о своих девочках-близняшках или об изменщике-муже, но она усилием воли гасит эти порывы, чтобы не навредить. Это очень-очень круто. И жизненно. Конечно, не для Юзефович, а вот для таких простых незатейливых читательниц, как я, которые давно верят в силу слова, текста и речи. Вообще все, что касается создания стишков и их действия на читателя, это настоящее откровение. Кроме прочего, это еще и очень красиво.
    Деревья стояли совершенно неподвижно, но при этом издавали вкрадчивый шум, чем-то похожий на змеиное шипение
    всякие там городские огонечки и окошечки, располагавшиеся на разном расстоянии от Лены (умом она это понимала), лежали на воздухе, как на плоском экране, при этом казалось, что каждое пятно света как-то шевелится внутри себя самого. Все окружающее было полно деталями, совершенно осознанно пригнанными одна к другой…
    Вообще, язык Сальникова в этом романе стал прозрачнее, тоньше, филигранней, но не проще, на мой взгляд. Зря его упрекают в уплощении и излишней ясности. Она здесь как раз на своем месте. Это язык поэта.
    И тут мы подходим к обязательному спору о прозе и поэзии. Конечно, не о том, что важнее или лучше. Вопрос в воздействиии на читателя. Только поэзия может оказывать наркотический эффект. И с этим я совершенно согласна - даже в нашем мире, где за стишки не сажают в кутузку. Хотя - недаром же в романе Мандельштам погибает в лагере именно за распространение стишков.
    Вообще все, что касается альтернативной истории мира, где за стишки определена уголовная ответственность, и смешно, и грустно одновременно. Здесь многие поэты нашего мира известны как романисты, Блок так вообще написал роман, в котором подробно описывает процесс создания стишков - запрещенный к изданию "учебник" для наркоманов. Здесь многие известные поэты не называются, но угадываются по отрывкам стихов, и обретают совсем другую судьбу. И тем интереснее расшифровывать эти загадки, чем более похожей на нашу реальную жизнь является "бытовая" часть романа - со всеми известными телеведущими, блогерами и ютьюберами. И со всеми актуальными ныне вопросами толерантности, феминизма и прочей психологической ориентации.
    Все те удивительные бытовые подробности романа, которые описывают двойную жизнь героини, настолько близки к истине, так правдивы и узнаваемы, что я, пожалуй, впервые после Льва Толстого, нахожу этот женский образ по-настоящему живым и точным. Радует и то, что героине удается-таки балансировать на грани двух своих ипостасей, совмещать так сказать приятное с полезным. Тут я совершенно не согласна с известной критикессой — эти половины очень даже цельны и не распадаются на две несвязанные части.
    В общем, теперь примусь за "стишки" Сальникова - посмотрим, торкнет ли.

    0
    0
  • 4/5

    Это третий роман Сальникова, который я прочитал. Надо сказать, что его творчество завораживает и особенно это касается романа Опосредованно.
    Здесь я невольно , прочитав роман, веду дискуссию с И. Бродским и
    ( это конечно смешно) но те не менее: таково ли влияние на нас поэзии, может ли он а серьезно вклиниваться в нашу жизнь, для многих и она имеет значение сравнимое с нашими житейскими проблемами. Мне кажется , что именно это является стержневой мыслью романа, а не прекрасно описанные житейские перепетии его героев.

    0
    0
  • 5/5

    Содержание этой книги задевает струны души, играет на них мотивами мистицизма наркотических стишков, грусти, от того, что жизнь может быть любой - и она хороша, и она проходит, мотивами памяти о жизни, о тех хороших моментах которые будут согревать нас или быть просто важными. Всё это создаёт нежность в книге, очень редкую нежность в современной прозе.

    0
    0
  • 3/5

    "Опосредованно" Алексея Сальникова я рассматриваю под углом того, что не могут все романы автора быть успешными.

    Сюжет построен линейно, описывает жизнь главной героини Лены с окончания школы до поступления в вузы её дочерей (есть логика).
    В реальности Лены существует одна запретная, приравненная к наркотикам вещь - стишки (литра). Ими Лена и увлекается, пишет и потребляет, скрывает своё порочное занятие от близких. Вся её жизнь проходит фоном к стишкам. Надежда на развитие сюжета по линии литры закономерно не отпускала меня до конца. Оказалось, зря.
    Честно говоря, роман похож на художественный пересказ сериала "Ольга" (или подобных).
    Книга не попала в меня совсем.
    Во-первых, я абсолютно равнодушна к стихам, то есть мне не понять самую суть вдохновения и "прихода" от стихов.
    Во-вторых, я несколько устала от идеи про тяжёлую женскую судьбу, преодоление, страдание. От мужского лица это выглядит не так по-феминистски, но всё же идея замылилась. Хотя мне импонирует озадаченность автора проблемой матерей-одиночек.
    В-третьих, после окончания романа остаётся чувство недосказанности. История закончилась, а ты не выкупаешь. Может, чего не поняла. На стишки была надежда, но они растворились в бытовой суете героини. Наверное, это хорошо для жизни Лены, но убийственно для произведения.
    И совсем уж плохим роман не назовешь, ведь Сальников талантливый писатель. В нём есть юмор и интересные мысли, но с "Петровыми" не сравнить. Хорошо, что после "Опосредованно" он уже выпустил "Оккульттрегер", прекрасный образец современной Российской прозы.

    0
    0
  • 5/5

    Нет никаких причин покупать этот роман. Замысел автора в духе набившей оскомину классической
    темы "стихи - это наркотик", по-моему, автором провален полностью. Скучная история провинциалки перемежается
    скучными теоретическими рассуждениями о стихах вообще. Оба плана никак не состыкованы между собой. Ничего не опосредовано. Примеров 'стихотворных наркотиков' нет, лишь какие-то отдельные витиеватые метафоры и словечко "волколаиск'. Роман очень длинный, и чем дальше, тем слабее. Язык ничем не цепляет, наоборот. Еле дочитала и думаю: зачем это издавать и читать. Никому не рекомендую покупать.

    0
    0
  • 3/5

    Интригующее начало, где поэзия – наркотик буквально. Но к концу первой трети автор решает сменить жанр, замедляя темп повествования. Герои начинают тускнеть, интерес к ним постепенно утрачивается.
    Неординарные персонажи, за развитием которых было бы любопытно следить, быстро выводятся за скобки, оставляя главную героиню наедине со своим нереализованным творческим потенциалом и посредственным мужем.

    0
    0
  • 4/5

    Очень хотелось написать восторженный отзыв на книгу. Книга сразу показалась настолько замечательной, глубокой, неординарной, что не хотелось добираться быстро до ее конца. Хотелось смаковать каждый поворот сюжета, каждое предложение, каждое слово. Персонажи, их характеры, мысли, чувства – всё настолько талантливо описано, что нет слов! И вот он нежданный конец! Смятый, скомканный, невнятный. Такое впечатление, что автору вдруг все наскучило в романе. Додумывайте сами.

    0
    0
  • 3/5

    Стишковая тема интересна, но не получила никакого развития. Да и стишков как таковых и нет в романе. А так роман о жизни простой русской женщины с Урала, без изысков.

    0
    0
  • 4/5

    Решила прочесть эту книгу сразу после знакомства с «Петровыми» и их «гриппом», но ощутила некую досаду. Есть в книге неоспоримые достоинства – возможно, подтолкнет вновь читать стихи, однако сам сюжет представлется не слишком мощным.

    0
    0
  • 1/5

    Как-будто я вяжу под сериал по телевизору. Неторопливое повествование о серости проходящей жизни – мамки, тётки, бабки, наполнению сюжета позавидовала бы Метлицкая. Жаль, что современная русская литература ничего для души не может дать, а такая была у Алексея нетривиальная задумка, так ее опошлить…

    0
    0
  • 1/5

    Досадно, что такой интересный сюжет автору не удалось вытянуть.
    После ,,Петровых в гриппе" конечно ожидалось большего, а так, действительно – ,,заманил и бросил"

    0
    0
  • 4/5

    Хорошо читается, автор кажется своим человеком, которому доверяешь. Узнаваемы не только идеи и характеры, но и описания городов, улиц, занятий персонажей, что тоже служит легкости восприятия.

    0
    0
  • 5/5

    А мне очень, очень нравится. Еще в процессе: стараюсь читать помедленнее, чтобы хватило этой книги на подольше. Замечаю отсылки к Бродскому, к Ерофееву, книга вообще просто нафарширована отсылками и пасхалками (спасибо за The Doors!) – но я, к сожалению, не самый «прокачанный» читатель и уж точно не профессиональный литератор. Возможно, писалось «для своих» или как минимум для тех, кто пробовал писать, но вот мне лично всегда было интересно, что там у пишущих в голове) Да, сюжет нетороплив (лично я обожаю это у Сальникова), но у меня это вызывает какой-то особый отклик, «клиповость» в сюжетах не люблю.

    0
    0
  • 5/5

    Для меня открытием прошлого года явился именно Сальников – «Петровы в гриппе и вокруг него». Я получала настоящее удовольствие от чтения этого романа. Затем вышла его книга «Отдел», и вот теперь эта. Купила сразу как только увидела в предзаказе, и сразу начала читать представленный фрагмент. Сегодня книга вышла на Литрес, и я уже читаю. Сальников не разочаровал, придуманная реальность очень напоминает мою юность, когда книги самиздата, напечатанные на пишущей машинке, передавались из рук в руки. Не могу сказать, что мы боялись их читать, просто читали и передавали дольше. В книге запрещены стихи, все напоминают те годы. Книгу еще не дочитала, но могу сказать, что она мне очень нравится.

    0
    0
  • 5/5

    И мне книга очень пришлась ко двору. Есть в ней манкость , магия и узнаваемость деталей нашей молодости. Вроде бы ничего особо сверхъестественного не происходит , а оторваться от чтения не получается На такого автора не грех и подсесть.

    0
    0
  • 5/5

    Сальников, один из не многих русский писателей, которые меня цепляют. Опосредованно, это второй Роман у Алексея и он мне так же симпатичен как и Петровы. Сама идея романа сразу попала в сердце и я думала меньше минуту прежде чем сделать предзаказ. Опосредованно, по моему мнению, лучше Петровых. Если вам понравился романтика о грипующих Петровых, то новый роман обязателен к прочтению.
    Пару слов об издании. безумно нравится оформление, хороший переплет.

    0
    0
  • 4/5

    Купила "Опосредованно" потому,что много писали о другом романе автра, "Петровы в гриппе и вокруг него",а хотелось не гриппа,а литературы) Если серьезно, редакция Елены Шубиной- это гарантия того,что произведение будет интересным. Я не про понравится- не понравится,это очень индивидуально,а о качестве литературы. Принесла книгу- и пропала. Язык прекрасный, сюжет закручен, есть некоторое удивление от погружения в альтернативную реальность героев поначалу,но все очень достойно! Интересно читать,есть о чем подумать после прочтения. Добавлю три страницы для ознакомления с текстом.

    0
    0
  • 5/5

    Алексей Сальников, автор нашумевшего романа "Петровы в гриппе и вокруг него" , выпустил новый роман "Опосредованно".
    Главным героем романа, как бы это парадоксально не звучало, является речь. Дело в том, что героиня романа Елена, в подростковом возрасте познает силу слова через так называемые "стишки", от прочтения которых получает не просто эстетическое удовольствие, а наркотический эффект.
    В романе стихосложение - это наркотик, который имеет большой спрос у людей, стоит он очень дорого, за него даже можно сесть в тюрьму.
    Читатель сталкивается с такими героями, которые отдают жизнь за эффект "стишка".
    Идея о силе слова отсылает читателя к "Дару" Набокова. Стизосложением занимаются почти все персонажи, при этом автор очень точно и детально описывает эффект, получаемый при прочтении или при творении стишков.
    Сальников здесь очень смел по отношению к творчеству Блока. В данном романе А. Блок представлен как прозаик. В книге есть множество фрагментов переложенных стихов поэта в прозу.
    Основная идея романа состоит в том, что сила слова заключается в восприятии его всеми чувствами человека - здесь происходит своего рода синестезия. Познав силу слова, герой становится зависимым от текста, он находится в поиске стишков, от которых получит более сильный эффект - чувство эйфории.
    Задумка автора неплохая, читателю интересно, что же будет с героями дальше, и найдут ли они тот самый эталон поэзии.
    Главный вопрос: "Почему же опосредованно"?
    Да потому, что в романе литература представлена как нечто опосредованное, для которого есть место в жизни каждого человека.
    Ведь каждый из нас, читая то или иное произведение, желает получить этот самый эффект от прочитанного, чтобы так сказать" торкнуло"!
    Но, не буду раскрывать всех карт)
    Рекомендую роман к прочтению!

    0
    0
  • 3/5

    Лично для меня, книга хуже, чем две предыдущие. На одном дыхании не читается, сюжет вялый.

    0
    0
  • 1/5

    Не тратьте деньги, а главное время. С другими его книгами не идёт ни в какое сравнение. Бред и скукотища. Три раза пыталась осилить хоть до половины.

    0
    0
  • 2/5

    Повсюду толерантность. Просто зашкаливает каждый день. Продвигают по всему миру. В России столько сторонников меньшинств? Перебор

    0
    0
  • 5/5

    Читала два произведения Сальникова это и Петровы в гриппе. Между собой они чем -то похожи. Там главный герой был \"в гриппе\", тут под влиянием \" стишков\". Произведение что-то на грани психоделики. Интересно читать, особенно если до этого было прочитано произведение чисто классическое с соблюдением всех норм сюжетных линий и правильного слога.
    Книга \"Опосредованно\" позволяет посмотреть по-другому на вещи, казалось бы обычные.
    Советую к прочтению.

    0
    0
  • 5/5

    Эту книгу я решила приобрести после того, как прочла книгу "Петровы в гриппе и вокруг него", которая произвела на меня впечатление.
    Могу сказать, что данное произведение Алексея Сальникова нисколько не уступает предыдущей прочитанной мною книге!) А в некоторых аспектах даже лучше

    0
    0
  • 4/5

    \"Все мы сидим на литре...\" - как зацепило меня с одной этой фразы книга Сальникова, в котором \"вставляющие\" тексты в альтернативной реальности общества приравнены к негативной зависимости. Я тоже \"ширяюсь стишками\", тоже \"нуждаюсь в дозе\" и знаю, что такое ломка от чернил в венах.
    Очень личная и одновременно очень общая авторская идея \"опосредованности\" литры отозвалась (не буду спойлерить тайну названия, читайте (!) и Вам тоже все станет ясно), лаконичность, граничащая с простотой авторского языка не растянула чтение. В целом, буду советовать книгу друзьям, первая рекомендация уже случилась :)

    0
    0
Зарегистрируйтесь и получайте бонусы за покупки!



закладки (0) сравнение (0)