Опасные советские вещи. Городские легенды и страхи в СССР; Новое литературное обозрение, 2021
- Издатель: Новое литературное обозрение
- ISBN: 978-5-4448-1174-0
EAN: 9785444811740
- Книги: История
- ID: 4188622
Описание
Джинсы, зараженные вшами, личинки под кожей африканского гостя, портрет Мао Цзедуна, проступающий ночью на китайском ковре, свастики, скрытые в конструкции домов, жвачки с толченым стеклом - вот неполный список советских городских легенд об опасных вещах. Книга известных фольклористов и антропологов А. Архиповой (РАНХиГС, РГГУ, РЭШ) и А. Кирзюк (РАНГХиГС) - первое антропологическое и фольклористическое исследование, посвященное страхам советского человека. Многие из них нашли выражение в текстах и практиках, малопонятных нашему современнику: в 1930-х на спичечном коробке люди выискивали профиль Троцкого, а в 1970-е передавали слухи об отравленных американцами угощениях.
В книге рассказывается, почему возникали такие страхи, как они превращались в слухи и городские легенды, как они влияли на поведение советских людей и порой порождали масштабные моральные паники. Исследование опирается на данные опросов, интервью, мемуары, дневники и архивные документы.
2-е издание.
Характеристики (12)
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Архипова Александра, Кирзюк Анна |
Издатель | Новое литературное обозрение |
Год издания | 2021 |
Серия | Культура повседневности |
ISBN | 978-5-4448-1174-0,978-5-4448-1598-4,978-5-4448-1847-3 |
Размеры | 84x108/32 |
Обложка | твердый переплёт |
Кол-во страниц | 536 |
Раздел | Культурология. Искусствоведение |
Количество страниц | 536 |
Формат | 130x205мм |
Вес | 0.53кг |
Сравнить цены (5)
Цена от 291 грн. до 479 грн. в 5 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Купить в кредит (2)
Компания | Предложение |
---|---|
Полезные онлайн-сервисы
Компания | Предложение |
---|
Отзывы (17)
- legart — 10 Декабря 2019
Отличная книга! Тот редкий случай, когда серьёзная научная работа совмещает лёгкость и увлекательность изложения. Книга не только про "советские вещи", но и в целом про механизмы "информационного заражения", формирования слухов, сплетен, "массовых помешательств". Не оставлены в стороне и примеры буквально последних лет, в том числе образцы современной мифопропаганды и их исторические корни, тянущиеся на десятки лет в прошлое. Единственная претензия - недостаточно чёткое качество старых иллюстраций.
00 - Grenata — 24 Декабря 2019
Замечательная книга. Как философ по образованию, могу оценить дизайн предпринятых авторами исследований
как редактор по профессии - стиль изложения. Вывод: это научно-популярная литература в самом хорошем смысле этого слова - написанная специалистами, основанная на богатом фактическом материале, изложенная увлекательно, четко и ясно.
В первый же день знакомства с книгой проглотила 150 страниц, большинство историй зачитывала вслух домашним. Во второй половине книги истории становятся более однотипными, и авторы, к сожалению, не везде ясно оценивают и показывают существенную разницу между совершенно фантастическими историями и теми, которые основаны на реальных фактах - их почему-то тоже причисляют к легендам. Тем не менее, этот уникальный на сегодня обзор советской городской мифологии можно рекомендовать любителям non/fiction, интересующимся историей страны, городским фольклором, социальной психологией - и просто тем людям, которые не прочь блеснуть в дружеской беседе неожиданной, но правдивой историей.00 - Ростовцева Ирина — 8 Января 2020
Серьезное исследование доступно и просто изложенное для широкого круга читателей. Прочитала много нового, не знаю, есть ли подобные исследования, но для меня эта книга оказалась совершенно уникальной. В "сифу" играли и в нашей школе, была поражена найдя в книге объяснение этой игре.Подробно разобран миф о распятом мальчике. Для расширения кругозора, рекомендую всем, даже далеким от истории и этнографии людям. Бумага, печать - всё высокого качества, книга выдержит не одно прочтение.
00 - Демченко Елена — 14 Января 2020
Книга шикарная! Я очень люблю историю. В книге есть и факты, и сами истории и легенды, очень интересно прочитать о том, откуда они берутся, и сравнение городской легенды с вирусом, как люди им «заражаются» и как он передается.
00 - Василькова Алина — 11 Февраля 2020
Сначала заказала себе, а, после прочтения, еще и в подарок подруге. Эту книгу не мешает прочесть каждому здравомыслящему человеку)) Очень помогает более терпимо относиться к происходящему вокруг, особенно в и-нете. Всё это уже было...
00 - Хорьков Геннадий — 2 Мая 2020
Чрезвычайно занятная книга, прослеживающая возникновение городских легенд, многие из которых в том или ином виде до сих пор сохранились на постсоветском пространстве. О некоторых из них приходилось слышать, другие же просто изумили. В какую только чушь не верили люди! Сегодня, впрочем, их благородные потомки поджигают вышки связи, отказываются от прививок и отрицают ВИЧ. Невежество будет всегда, и его не стало меньше, к сожалению. просто оно перешло в иные формы. Но читать было очень интересно, как и все книги о культуре повседневности у НЛО, впрочем. Рекомендую!
00 - Любимова Мария — 2 Июня 2020
Это серьезное антропологическое исследование, которое рассматривает распространенные страхи советского человека и их отражение в текстах городских легенд. Во время работы над книгой авторы переработали огромное количество теоретических источников, проводили опросы и интервьюировали носителей легенд. Несмотря на это стиль изложения легкий и доступный. Отличная книга, которая поможет больше узнать об истории СССР на примерах из реальной жизни обычных людей.
00 - Майя Ставитская — 31 Июля 2020
О, хищные вещи века, на душу наложено вето
Наше представление о реальности состоит из того, что мы о ней помним. Проблема заключается в том, что помнить мы можем не то, что было, а то, что наш мозг считает нужным вспомнить. Городская легенда - часть такой дополненной реальности.
"Всякий есть то, что он ест", "встречают по одежке", а место (совокупность вещей, составляющих среду обитания) "красит" человека, хотя бы поговорка и утверждала обратное. Мы живем в мире вещей, он наша вторая, рукотворная природа. Он, как всякая природа, стихиен - помимо утилитарного смысла обретает сакральный.
Вещи-помощники служат верой и правдой, многократно окупая стоимость в финансовом выражении ("я без нее как без рук")
вещи-посторонние, непонятно зачем поселились в нашем пространстве, ни пользы от них, ни радости
и вещи-господа - купишь в кредит из соображений престижа, а расплачиваешься после годами несвободы. И есть вещи-оборотни, кроме основного смысла, несут неожиданный, часто пугающий.
Книга Александры Архиповой и Анны Кирзюк о таких, хотя ее охват шире предметов, имеющих материальное выражение. "Вещь" здесь скорее в значении философской категории: предмет, событие, артефакт - явление обобщаемое понятием "городские легенды". И у этой работы то преимущество перед дежурными воспоминаниями о советской жизни, что написана она как беспристрастный научный труд, с позиций антропологии, культурологии, социологии и фольклористики.
"Опасные советские вещи" одновременно увлекательный в силу самой тематики нон-фикшн, набор аналитических инструментов, которыми авторы снабжают читателя, просто увлекательное чтение, дающее возможность вспомнить советское детство тем, у кого оно было, получить внятное представление - тем, кто не застал. В книге шесть глав, первая посвящена методологии: какими средствами будет проводиться анализ: интерпретативному, меметическому, операциональному подходам, она может производить впечатление излишне пересушенной и академичной, но оптимальна, имея в виду эмоциональное воздействие предмета.
Опасные знаки и советские вещи расскажут о профиле Троцкого на спичечном коробке, Гитлере, которого можно было особенно изловчившись, увидеть в складках платья Колхозницы на мухинской скульптуре, о кварталах домов, расположенных в форме аббревиатуры СССР и лесопосадках в форме свастики. Излишне пояснять, что львиная доля перечисленного существовала в воображении наблюдателей и появлением обязана гиперсемиотизации - явлению, ведущему начало из большого террора тридцатых, когда мыслепреступление могло стать причиной для ареста и лагерей, а советский человек приучивался внутренней цензурой неустанно бдеть.
Как легенда стала идеологическим оружием. Увлекательный экскурс в историю советского анекдота, и, не менее актуальный, рассказ о методах, какими пропагандистская машина переключает вектор и градус стихийного народного интереса в том направлении, какое ей удобно и выгодно: фейклор, имитация низовой инициативы, астротурфинг - распространение выгодной властям предержащим точки зрения, высказанной как глас народа (корявым языком, в лубочном стиле).
Свои чужие опасные вещи - откуда есть пошла школьная игра в "сифак", как стандартизация института общественного питания породила массу городских легенд о крысиных хвостах в колбасе и окурках в нарезном батоне. Как советские истории такого рода отличались от американских и чем бывали схожи. Как недоверие к общепиту сочеталось с не меньшей неприязнью к продуктам "от частника" - одна и та же мотивационная риторика: "ты же не знаешь, чего они туда кладут". О гипертрофированных, на взгляд большинства западноевропейцев, гигиенических навыках, и о том, как по сей день трудно бывает пересилить себя уже нынешним бабушкам, чтобы купить еду на вокзале.
Чужак в советской стране о ксенофобии по-советски и колониализме наоборот, когда "самим жрать нечего, а этим чернож... составами шлем и электростанции строим". О Фестивале и Олимпиаде, о гипертрофированных мерах безопасности, предпринимавшихся в ожидании визита африканских и южноамериканских гостей, вплоть до вывоза из Москвы детей и вакцинации от холеры ста шестидесяти тысяч предположительных контактеров.
Взрослые страхи и детские легенды Черная Волга, которая забирает детей - миф, уходящий корнями к черным "Марусям" времен большого террора и причудливо преломившийся в зеркале времени там, где о маньяках и организованной преступности нельзя было говорить официально, потому что в социалистическом обществе отсутствуют предпосылки для такого рода криминала. Перманентное ожидание ядерной войны, с которым жили советские дети семидесятых и городской фольклор победы
"Рейган к Горбачеву приезжает, тот дает ему калькулятор: "На все кнопки можешь нажимать, а на красную нельзя" Рейган играл-играл, нажал случайно на красную, тут Горбачев заходит: "Бери резинку,стирай с карты Америку". А также более сложный - имитации поражения от лица врага "Во имя Джона..."
Семитской риторики, как на мой взгляд, могло бы быть поменьше, в Казахстане моего советского детства выраженного антисемитизма не было, но была национальная политика, ущемлявшая в правах всех представителей некоренного населения. Везде свои нюансы. Интересная и познавательная книга.00 - Я. Екатерина — 6 Октября 2020
Книга довольно посредственная. Очень много повторов, «то да потому». Некоторые легенды достаточно интересные и хорошо раскрыты, но все равно скучновато написано.
00 - Голубинская Яна — 5 Января 2021
Знаете какая самая опасная вещь в этой книге? Сама книга!!! Если вы хотите интересное и занимательное чтение о городских легендах - проходите мимо. Треть книги одна вода из пустого в порожнее. Даже мне, филологу по образованию, было скучно. Монографии моих профессоров в конце 90х были гораздо занимательнее. Набравшись терпения, прорвалась дальше. Но когда добралась до "городских легенд" о советской гигиене.... Мне очень захотелось послать авторов по всем известному адресу. По мнению авторов мытьё рук после улицы, переобувание в домашнюю обувь и переодевание в домашнюю одежду это пережиток 30х и 40х годов когда, по мнению авторов, города СССР утопали в грязи. Даже мытьё рук после денег для них - пережиток прошлого. Как здоровому человеку придет в голову писать такое, я не знаю. Книгу категорически не советую никому. Даже врагу. Минус 10 по шкале от нуля до плюс десяти.
00 - Цветкова Анастасия — 19 Марта 2021
Эту книгу сложно назвать научной. Она очень плохо структурирована: что-то повторяется по несколько раз, что-то не объясняется вообще или объясняется гораздо позже, одна легенда может описываться с разных сторон в разных частях книги, а другая остаться не законченной, потому что её прервали ссылками на неуместное исследование и другими легендами. Да, ссылок на чьи-то исследования тут много, вот только эти исследования зачастую не связаны ни с СССР, ни с тем временным периодом, ни с психологией толпы. Зачем приводить эти исследования здесь? При этом, когда речь заходит о том, что на самом деле происходило в СССР, ссылок на источники читатель найдёт не много. Предполагается, что мы поверим авторам на слово, видимо. Почему? А самое главное: для того, чтобы собрать все советские легенды, достаточно просто провести опросик на фейсбуке (ведь все российские пенсионеры там сидят). Не нужно общаться с людьми, анализировать в каких условиях они жили, чтобы понять какие легенды в каких кругах были популярны и насколько. Нет, сообщения на фейсбуке с указанием возраста и города проживания - достаточно. Не удивительно, что никакого анализа и выводов в книге нет. Зато есть нагнетание (порой даже с использованием художественных приёмов).
По моему мнению, научной ценности в этой книге немного (хотя бы потому, что выводов очень мало, да и те не всегда логичны и опираются на факты). А вот рассказать о том, как страшно было жить в СССР в любом десятилетии у книги получается прекрасно.00 - Сергей — 24 Октября 2021
Очень полезная книга для современных стремительно упрощающихся думать и анализировать мозгов . Ничто не нОво под луной ))) Всё что мы сейчас имеем в плане управляемости сознанием , массами , всё это уже было и потрясающе разобрано и разложено в этой книге . Вы только вдумайтесь . В то время не было никаких телефонов , интернетов , смс оповещений . Всё передавалось из уст в уста , на кухнях , в коллективах и на собраниях . Разумеется и газеты подключались к процессу . И читайте какой степени психозы нагонялись в обществе . То что уж говорить о сегодняшнем времени , где вообще никак невозможно закрыться от информационных потоков , ураганов , цунами . Которые хочешь не хочешь а хоть краем но заденут сознание человека . Это очень важная книга для нынешнего человека . Отрезвляющая , перетряхивающая мозги , заставляющая включить свой собственный мозг , запустить когда то уже заблокированные процессы , в результате массового воздействия слухами , домыслами , пересказами . Читайте эту книгу !!!!
00 - Колесникова Елена — 7 Сентября 2022
Замечательная книга! Намного глубже, чем кажется на первый взгляд! Основной посыл работы авторов: как умело манипулировать сознанием целого поколения. Хотя, думаю, что многие, прочитавшие сей труд, так до конца и не поняли его идею...
00 - Кадомцева Екатерина — 21 Января 2020
Пока не прочитал, но оглавление - с интересным содержанием: тут и тридцатые, и 70-ые, и более позднее время.
Пока бегло пролистывал книгу, не нашел в ней историю о памятной советской монете к 60-летию Великой Октябрьской революции в 1 рубль. Легенда гласила, что "бдительные" граждане в последний момент увидели в элементе дизайна звезду Давида, и монету срочно "забраковали" буквально накануне выпуска в оборот.
Бумага белая, хорошая, шрифт мелковат. Тираж - 3000 экз.
Значительный объем книги отведён на Примечания и Литературу и источники. Иллюстраций всего 10 (десять) штук. Как по мне, маловато для научного исследования (может, в финальный вариант книги попало не всё).
Интересно будет вспомнить кое-что, с чем некоторые люди реально имели дело.00 - spl — 18 Декабря 2020
Любопытная и полезная книга А. Архиповой и А. Кирзюк, двух столичных фольклористов и антропологов, привлекла большое внимание рецензентов Лабиринта, в массе своей порекомендовавших ее другим читателям. Однако из этих рецензий не складывается целостная картина, позволяющая оценить данное исследование в полном объеме и с точки зрения содержания, и с точки зрения оформления.
Позвольте мне предложить вам свое мнение. Начну с понятия, вынесенного в заголовок. Под городской легендой (она же слух) авторы понимают историю, фактически ложную, но правдоподобную для рассказчика, чье действие разворачивается в настоящем, в недалеком прошлом или в недалеком будущем, в привычных для аудитории реалиях. Это не анекдот (про Штирлица или Василия Ивановича), это не сказка (про черную руку в черной перчатке). Это то, о чем говорят, не всегда в это веря, люди друг другу – для смеха, но нервного, потому что, как сказано в названии книги, легенды эти страшные. Про смерть, болезни, жестокость – всё, чего мы подсознательно ждем от других и боимся.
Соответственно своей главной задачей А. Архипова и А. Кирзюк считали понять, зачем люди придумывали эти слухи (а они, эти легенды, оказываются нужны), повторяли их и как реагировали на них.
Книга состоит из шести глав. Гл. 1 — это очень подробное и толковое введение, раскрывающее суть явления «городские легенды» во времени и пространстве. Гл. 2-3 рассказывают о городских легендах, инициированных сверху («агитлегенды», как назвали их авторы – государственная пропаганда о ядах, иголках, толченом стекле в жевательной резинке и конфетах, полученных от иностранцах, пропитанных разной дрянью буржуйских джинсах и проч.). Гл. 4-6 повествуют о городских легендах, которые появлялись и распространялись между советскими гражданами на «горизонтальном уровне», без участия властных институтов (которым эти институты иногда подыгрывали, а иногда активно противодействовали).
У нас эту тему не изучали с середины 1920-х до конца 1980-х гг. Поэтому осталось очень мало оригинального материала. Авторы нашли его в воспоминаниях и дневниках современников, материалах НКВД и КГБ (в том числе в подвергнутой цензуре переписке), а также посредством интервью с жившими в те годы людьми. А. Архипова и А. Кирзюк честно отмечают, что последними были преимущественно жители крупных городов, поэтому городские легенды глубинки, явно иные по теме и содержанию, они не смогли отразить в полном виде.
Они также честно признают, что часть их респондентов охотно и подробно вспоминали городские легенды своего детства, часть заявила, что ничего подобного у них не было, а еще кто-то обвинил авторов в том, что они их просто придумали (даже среди рецензентов Лабиринта оказался один такой человек).
А. Архипова и А. Кирзюк дают многочисленные примеры отечественных и зарубежных легенд, доводя их до 2019 г. Здесь я нашел одну фактическую ошибку – фильм «Белое солнце пустыни» вышел в 1970, а не 1969 г. Мелочь, конечно. Авторы убедительно показывают, как отдельные мифы пережили века (напр., о врачах/врагах-отравителях), и легко возродились в «прогрессивное» время, вреди образованных людей…
Типовое серийное оформление. Очень немного (всего 10!) иллюстраций, хотя их, очевидно, можно было бы найти больше. Есть внушительный список литературы и источников, список терминов, перечень сюжетов городских опасных легенд. Тираж 3000 экз. имеет шансы разойтись в относительно непродолжительный срок.
Рекомендую этот обстоятельный и академический, но в целом доступно написанный труд всем интересующимся повседневной жизнью в СССР в 1930-80-е гг., а также вопросами менталитета людей того времени (да отчасти и нашего).
© Как много писателей, как мало читателей…00 - К. Татьяна — 16 Ноября 2022
Отличная книга. Читается, конечно, не так легко и запросто как переводной нон-фикшн от Альпины. Понимаешь, что авторы - не стремятся "продать" книгу или идею. Они просто серьезные университетские антропологи и фольклористы. Потому и язык, и лексика иногда околонаучные, и сам текст построен по канонам научного исследования. Хотя понять суть это не мешает, есть и юмор и ирония. Особенно круто, что не навязывается точка зрения вроде "все было плохо" - авторы явно стараются каждый факт сделать именно фактом и доказать исследованиями, ссылками на документы. Есть вопросы к повторениям одних и тех же тезисов - может, просто писали два человека и во многом повторились. Но зато доходит с третьего раза лучше. Читать было интересно и текст вызывает доверие. Но не всегда просто, приходилось дозировать)
00 - Mclay Mikluho — 1 Марта 2023
Люди, поставившие единицу, явно погорячились. Это крайне несправедливо. Аргументы к единицам, прямо скажем, не очень содержательные. Практически все эти легенды я уже слышал и разбираются они здесь достаточно качественно. Читается легко.
00