Книга: Враг Геббельса №3 (Житомирский Владимир Александрович); АСТ, 2020
- Издатель: АСТ
- ISBN: 978-5-17-120584-3
EAN: 9785171205843
- Книги: Биографии. Мемуары
- ID: 5424809
Описание
Художник-график Александр Житомирский вошел в историю изобразительного искусства в первую очередь как автор политических фотомонтажей. В годы войны с фашизмом его работы печатались на листовках, адресованных солдатам врага и служивших для них своеобразным "пропуском в плен". Вражеский генералитет издал приказ, запрещавший "коллекционировать русские листовки", а после разгрома на Волге за их хранение уже расстреливали. Рейхсминистр пропаганды Геббельс, узнав с помощью своей агентуры, кто делает иллюстрации к "Фронт иллюстрирте", внес имя Житомирского в список своих личных врагов под №3 (после Левитана и Эренбурга). Этих людей требовалось "найти и повесить".
Сотрудники "Фронт иллюстрирте" работали, не щадя себя, на сон оставалось часа четыре. Художник вспоминал: "Все мои мысли были сосредоточены на пропаганде среди войск врага. Для того, чтобы сохранить остатки внутреннего равновесия, я придумал себе маленькую отдушину. Прежде, чем лечь спать, я минут сорок проводил вне войны. На левой странице писал, что вспомнится из довоенного прошлого. На правой делал набросок - иллюстрацию к тексту". Этот уникальный дневник стал основой книги "Враг Геббельса №3", которую написал в память о своем отце сын художника - журналист и писатель Владимир Житомирский.
Видео Обзоры (5)
Обыкновенный фашизм (Full HD, документальный, реж. Михаил Ромм, 1965 г.)
Mr. Freeman, part 59
БАНДИТ ПОПУЛЯРНЕЕ ПРЕЗИДЕНТА / ВРАГ ОБЩЕСТВА №1 - ДЖОН ДИЛЛИНДЖЕР [История Беззакония #5]
ОККУПАЦИЯ - ХОЛОКОСТ
Вторая мировая война. Золото рейха | History Lab
Характеристики (23)
Параметр | Значение |
---|---|
Переплет | Твёрдый переплёт |
Издатель | АСТ |
Год издания | 2020 |
Возрастные ограничения | 12 |
Кол-во страниц | 288 |
Серия | Фронтовой дневник. Новое оформление |
Автор(ы) | Житомирский Владимир Александрович |
Количество страниц | 288 |
Вес | 0.31кг |
Возрастное ограничение | 12+ |
Издательство | АСТ |
Жанр | публицистика; биографии и мемуары |
Тип обложки | твердая |
Оформление обложки | частичная лакировка |
Количество книг | 1 |
Формат | 130x205мм |
Автор | Житомирский Владимир Александрович |
ISBN | 978-5-17-120584-3 |
Размеры | 84x108/32 |
Обложка | твердый переплёт |
Язык издания | rus |
Раздел | Биографии. Мемуары |
Бумага | офсет |
Сравнить цены (10)
Цена от 117 грн. до 324 грн. в 10 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Купить в кредит (2)
Компания | Предложение |
---|---|
Полезные онлайн-сервисы
Компания | Предложение |
---|
Отзывы (16)
- Ничкова Виолетта — 6 Февраля 2020
Духоподъемно, увлекательно, поразительно! Дневник просто невероятный, а воспоминания сына художника о своем отце написаны с большой любовью и искренностью. Вот бы еще выставку работ Житомирского провели к 75-летию Победы! В самой книге много иллюстраций, но интересно было бы увидеть эти работы в оригинале.
00 - Кукушкин Всеволод — 8 Февраля 2020
В последнее время стали рассекречивать архивные документы. И это правильно! Но то, что издали "открытые" воспоминания и рисунки художника А.Житомирского, делает ситуацию еще "сильнее". Для того, чтобы понять прошлое, конечно, полезно смотреть фильмы и читать книги, но рисунок наполнен большим содержанием, это не просто фиксация ситуации, а ее оценка. А это имеет принципиальную ценность!
00 - Gennady Gabirelyan — 9 Февраля 2020
Масштабность этой книги, к счастью, значительно шире заголовка. Её герой - «человек с чёрным фломастером», любимым орудием художнического труда, воплощал в себе отдельный жанр искусства: графическую сатиру. Этого цеха больше нет, и вряд ли он когда-нибудь возродится. А теперь мы увидели, как это делалось.
В книге существует триединство: повествование кинематографично. Десятки персонажей говорят каждый своим голосом. Психологическое разрешение текста очень велико. Бывает, что повезёт прожить талантливую жизнь, как художнику Александру Житомирскому. Может быть и другая удача – что о ней подобающе расскажут, и этот текст станет частью бесконечной вавилонской библиотеки, по Борхесу. Фамилии героя и автора совпадают… Можно завидовать второй жизни отца.00 - Леоненко Ксения — 10 Февраля 2020
Поразительно интересная страница нашей истории. Прежде о листовках – «пропусках в плен» слышать не доводилось. Это было оружие, и очень эффективное. Обязательно расскажу об этом моим друзьям по университету.
00 - Старева Светлана — 13 Февраля 2020
Книга Владимира Житомирского – свидетельство того, как уважительно следует относиться к семейным архивам – дневникам, письмам, записям. Дневник своего отца он сохранял три четверти века и сейчас, дополнив своими комментариями и воспоминаниями, представил его на суд общественности. И читатель, особенно молодой, может быть лишь благодарен за яркие и порой трогательные свидетельства ушедшего времени.
00 - Анонимно — 25 Февраля 2020
Аэлита Булычева.
Как определить жанр этой книги?
Дневник? Да. Мемуары? Да. Рассказ о пути молодого человека к высотам творчества? Да. Но это еще и воздух времени, ощутимый на каждой странице, в каждом описанном эпизоде, будь то время военное или мирное. А еще это множество людей, знакомство с которыми читателю несомненно будет интересным. И – размышления художника о природе творчества, о той цене, которую приходится платить за истинные достижения в этой сфере. Нет сомнения, путешествие по страницам этой книге, надолго останется в памяти каждого – кто в такое путешествие отправится.00 - Пригода Михаил — 25 Февраля 2020
Пригода Михаил.
Самым необычным для меня в этой книге стало своеобразное «иллюстрированное
оглавление»: уникальная подборка автопортретов художника, которые он делал на
протяжении более чем шести десятилетий. Разный возраст, разное выражение лица,
настроение, меняющийся почерк художника… Ты словно перелистываешь яркую
книгу истории его насыщенной событиями жизни. К этой галерее можно добавить и
рисунки из его дневника, где видишь его ростовским подростком – лазающим по
крышам, гребущим против течения или показывющим отцу свой первый рисунок…
Заключительная портретная галерея заставляет вновь вспомнить многие эпизоды,
описанные в этой увлекательной книге.00 - Анонимно — 7 Марта 2020
Привлеченный необычным заголовком взялся читать книгу Владимира Житомирского, и вскоре понял, что это не одна, а сразу две книги. Первая – это трогательный, к тому же снабженный прекрасными рисунками дневник отца автора. Вторая – рассказ сына об отце, его жизни и творчестве. Рассказ одновременно информативный и – глубоко уважительный.
00 - Анонимно — 7 Марта 2020
Конечно, книга необычная и очень познавательная. Но хочу сказать об ином. Мельком упоминается, что еще бО?льшими врагами гитлеровского министра были Левитан и Эренбург. Понятно, что не в рамках данной книги об этом вести разговор, но все же любопытно: чем они вызвали такую ненависть? Александр Житомирский несомненно заслужил такую своеобразную «награду» за свой антифашизм. А вот для молодых людей, вроде меня, первые два имени говорят не слишком много. Надо будет погуглить…
00 - Анонимно — 8 Марта 2020
Без сомнения, книга будет – по разным причинам – интересна читателям любого возраста. Но хочу сказать о другом. С позволения автора, позаимствую идею его покойного отца: стану записывать события какого-нибудь счастливого или хотя бы просто приятного дня. Чтобы потом, в хмуром настроении от очередных проблем вернуться в минуты счастья и радости, отбросить даже намек на депрессию... Да и на старости лет полистать такой дневник будет очень даже приятно. Так что - заранее благодарю.
00 - Анонимно — 10 Февраля 2020
О книге «Враг Геббельса №3»
Можно с уверенностью утверждать, что иллюстрированный дневник, который вел в годы войны Александр Житомирский, не предназначался для широкой публики. С его помощью художник лишь старался на краткое время укрыться от напряженнейших военных будней: он создавал яркие фотомонтажи для листовок, убеждавших врагов сложить оружие. И такие листовки работали на славу! Очень много вражеских солдат сдавались в плен, держа в руках эти своеобразные «пропуска».
Сегодня эти дневниковые записи, эти замечательные рисунки ярко воспроизводят далекое прошлое, делают его осязаемым, объемным.
Автор книги знакомит и с послевоенным жизненным и творческим путем художника Житомирского. Ведь потом была еще и «холодная война», от которой не остался в стороне художник, продолжая работать в жанре фотомонтажа. Но, как мы узнаём, больше всего ему было по душе делать графические зарисовки где-нибудь на боковой улице незнакомого города. И такие рисунки – яркая составная часть щедро иллюстрированной книги. Добавим: актуальной и легко читаемой.
Александр Хорт00 - Греков Никита — 14 Февраля 2020
Впечатляет путь, пройденный героем этой книги от сорванца-ростовчанина до мастера политического фотомонтажа и выдающегося графика. Помещенные в книге иллюстрации убеждают в справедливости включения Александра Житомирского в число лучших художников мира XVIII-XXI веков.
00 - Анонимно — 18 Февраля 2020
Владимир Писаренко
Нахожусь под сильным впечатлением от прочитанного. Как и для большинства людей, военные сражения у меня ассоциировались с боестолкновениями, будь то отдельных воинских частей или огромных фронтов. В книге же описывается совершенно иная война – психологическая, способная нанести врагу весьма чувствительный урон. Разбрасываемые с воздуха листовки с мастерски сделанными фотомонтажами Александра Житомирского были эффективным оружием в борьбе с фашистским агрессором. Интересное, полезное исследование.00 - Анонимно — 24 Февраля 2020
Александр Булычев.
Пытаюсь как-то уложить впечатления от прочитанного. Очень сложно. Здесь и воспоминания о счастливых днях из прошлой жизни – выписанные душевно, и к тому же вкупе с прекрасными рисунками… Здесь же, вперемешку, описание жестоких будней войны, опять же сопровожденные иллюстрациями – уникальными антифашистскими фотомонтажами автора. А потом – другая, вроде бы мирная жизнь. Но и тут начинается война – «холодная». И Александр Житомирский отдает ей весь накопленный опыт, весь свой талант, делая выразительные фотомонтажи. И хотя снискали ему мировую известность коллажи, вдруг оказывается, что больше всего он любит не работу над ними, а другое – создавать на листе бумаги «портрет» древней улицы где-нибудь в незнакомом городе или рисовать человека, с которым случайно разговорился… Видимо, чтобы составить более четкое впечатление о жанре книге, о всех гранях личности художника, придется ее перечитать.00 - romuchdeg — 14 Марта 2020
В потоке литературы о войне особняком стоит книга В. Житомирского. Здесь нет описаний танковых сражений и воздушных боев. Зато содержится рассказ о другой войне - психологической. Яркие, образные фотомонтажи художника Александра Житомирского, помещенные на листовках, убеждали солдат врага складывать оружие, сдаваться в плен. И оружие это оказалось очень эффективным - очень многие немецкие солдаты подпадали под их воздействие. Интересно, на сколько часов, а то и дней, это оружие приблизило Победу?..
00 - spl — 3 Апреля 2020
Обидно бывает писать о неплохой, в целом, книге, не очень хорошие, в общем, слова, но справедливость того требует, тем более что несправедливого было сказано много, и даже с избытком.
Купил, как часто бывает, книгу, поверив аннотации. «Враг Геббельса №3», Великая Отечественная, дневник, «ставший основой этой уникальной книги» (цитата из аннотации) – звучит интересно и заманчиво.
Пока покупка ждала своего часа (у меня всегда целая очередь книг на прочтение, беру с запасом, жаден я до литературы, есть грех), образовалось 15 (!) рецензий, из них 14 было размещено в течение месяца уникальными пользователями, зарегистрировавшимися на сайте «Лабиринта» только для этой конкретной рецензии. Большинство подписались, хотя обычно так не делают. Для отчета, что ли? По существу ни содержание, ни оформление рассматриваемого (но прочитанного ли?) ими издания никто толком не оценил, сосредоточившись на расхваливании его. Кто эти люди – боты от службы маркетинга АСТ? Студенты автора? Не знаю.
Знаю другое и об этом расскажу. У этой книги два автора. Александр Соломонович (Арнольдович) Житомирский (1907-93) – отец, и Владимир Александрович – сын. Текст на 90% принадлежит последнему, поэтому его имя на обложке стоит по делу.
А.С. Житомирский приехал в Москву из Ростова-на-Дону учиться живописи. Учился долго и хорошо. Начал работать в столичных газетах и журналах оформителем, делал плакаты. Во время Великой Отечественной войны работал в журнале «Фронтовая иллюстрация», оформлял также его немецкий вариант, рассчитанный на солдат и офицеров вермахта, плюс создавал листовки, широко известные по ту сторону фронта (в интернете произведения Житомирского широко представлены, можно посмотреть). Формат его работ – фотомонтаж, яркий, наглядный и запоминающийся. Житомирский был человеком талантливым и его творчество сыграло свою роль в борьбе идеологий в военный и послевоенный период.
Во время войны он начал писать воспоминания, сохранившиеся в рукописи – «Мечты о прошлом и будущем», где заметки о современном перемежаются с записями о детстве и юности, плюс большое количество рисунков. Это была своего рода отдушина, записки для себя и для семьи, находившейся в эвакуации.
«Враг Геббельса №3» состоит из четырех частей. Самая большая (объемом в 190 стр.) – первая, включающая собственно фрагменты из рукописи «Мечты о прошлом и будущем» (цитат в целом немного, подобраны они произвольно). О войне и работе во время войны почти ничего – всего несколько страниц, хотя А.С. Житомирский эти годы назвал самыми яркими в своей жизни. Здесь много воспоминаний о довоенных поездках автора на юг, что относительно интересно для современного читателя. Кроме того, имеются отдельные заметки более позднего времени, 1980—х гг., и записи устных рассказов А.С. Житомирского, сделанные сыном.
После войны А.С. Житомирский продолжил работу в «Литгазете», принимая участие в холодной войне в уникальном жанре «фотокарикатуриста». Этому посвящена вторая часть книги (средне). Третья содержит воспоминания сына и коллег А.С. Житомирского о творчестве последнего, преимущественного в журнале «Советский Союз», ведущем внешнем идеологическом рупоре страны, главным художником которого до самой смерти и был Житомирский. Это любопытно. Завершающая часть текста повествует о рисунках Житомирского для себя, которые он делал во время многочисленных поездок по стране и за рубеж. Честно – так себе.
Написано это хорошо, чувствуется уверенная рука журналиста (В.А. Житомирский много лет работал таковым в ведущих советских изданиях, да и сейчас выступает в разных СМИ). Однако книга получилась, на мой взгляд, слабая, с большим количеством воды. Ну, зачем, скажем, рассказывать о посещении Житомирским-младшим советского цирка в Индии? А вот необходимых комментариев к тексту отца нет вообще. Нет и общего очерка его жизни (было бы не лишним).
Об оформлении надо сказать отдельно. Издание содержит 100 с лишним страниц иллюстраций (фото и рисунки) на 290 страниц текста, т.е. почти треть общего объема книги. Большинство иллюстраций не подписаны (что, где, когда). Шрифт крупный, на стр. 103-50 вставка с еще более крупным шрифтом, как будто из другого издания. Общий тираж 2000 экз., что много для нашего времени (возможно, поэтому данную публикацию так и рекламируют).
Рекомендовать этот труд не буду, не знаю, кому он пригодится.
© Как много писателей, как мало читателей…00