Книга: Картинные девушки (Матвеева Анна Александровна); АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2020
- Издатель: Редакция Елены Шубиной
- ISBN: 978-5-17-121299-5
EAN: 9785171212995
- Книги: Современная отечественная проза
- ID: 5527788
Описание
"Новая книга лауреата премии им. Бажова, финалиста премий "Большая книга" и "Национальный бестселлер"
О натурщицах и музах известных художников
Анна Матвеева - прозаик, финалист премий "Большая книга", "Национальный бестселлер"; автор книг "Завидное чувство Веры Стениной", "Девять девяностых", "Лолотта и другие парижские истории", "Спрятанные реки" и других.
В книге "Картинные девушки" Анна Матвеева обращается к судьбам натурщиц и муз известных художников. Кем были женщины, которые смотрят на нас с полотен Боттичелли и Брюллова, Матисса и Дали, Рубенса и Мане? Они жили в разные века, имели разное происхождение и такие непохожие характеры; кто-то не хотел уступать в мастерстве великим, написавшим их портреты, а кому-то было достаточно просто находиться рядом с ними.
"Мои героини не всегда в полном смысле слова натурщицы, они - девушки с картин, "картинные девушки". Судьба каждой из них неразрывно связана с судьбой мастера, и, рассказывая о Форнарине, нельзя не говорить о Рафаэле, а история Ольги Хохловой не обойдется без упоминаний Пикассо; совсем другим художником мог стать Боттичелли без своей Симонетты, Рембрандт - без Саскии, а Модильяни - без Жанны". (Анна Матвеева)
Цитата из книги:
"Ты не человек, не личность, не женщина. Ты - часть картины, фрагмент замысла, кусочек вечности. Потом все умрут, их забудут - а ты будешь смотреть из рамы на потомков, загадочно улыбаться и всё так же крепко сжимать в руке этот треклятый кувшин. Начиная позировать своему мастеру, ты ещё не знаешь, Мастер ли он. Три франка в час, или "мсье, я сделаю это бесплатно, ведь мне так нравятся ваши картины"? Будет ли твой портрет висеть в музее, или его перекрасит тот, кто талантливее? Натурщица - полноправная участница как провала, так и успеха любой картины. Боттичелли без Симонетты, Рембрандт без Саскии, Модильяни без Жанны - кем были бы в жизни они? Натурщицы - вечные музы и соавторы, а ещё - главные свидетели того, как рождались шедевры. Они о многом могли бы рассказать - и о себе, и о художниках, и об искусстве… Если бы их, конечно, спросили""
Видео Обзоры (1)
Анна Матвеева о книге «Картинные девушки»
Характеристики (17)
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Матвеева Анна Александровна |
Издатель | АСТ, Редакция Елены Шубиной |
Год издания | 2020 |
Переплет | Твердый (7БЦ) |
Кол-во страниц | 536 |
Серия | Проза Анны Матвеевой |
Возрастные ограничения | 16 |
ISBN | 978-5-17-121299-5 |
Размеры | 84x108/32 |
Обложка | твердый переплёт |
Язык издания | rus |
Раздел | Современная русская проза |
Возрастное ограничение | 16+ |
Количество страниц | 512 |
Бумага | Офсетная |
Формат | 133x207мм |
Вес | 0.46кг |
Сравнить цены (9)
Цена от 168 грн. до 499 грн. в 9 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Купить в кредит (2)
Компания | Предложение |
---|---|
Полезные онлайн-сервисы
Компания | Предложение |
---|
Отзывы (12)
- Тусинская Екатерина — 18 Апреля 2020
Я ожидала от этой книги несколько иного. Но очень довольна тем, что получила.
Это рассказы не только о женщинах, появляющихся на знаменитых ( и не очень) картинах, но и о самих художниках.
Причем, именно рассказы о жизни, без углубления в дебри "живописной" терминологии
О некоторых из "картинных" девушек известно больше, о других меньше. В одних главах больше художника и лишь обрывки сведений о натурщице, а в других наоборот - больше той, кого писали, чем того, кто писал
Не обошлось без ошибок. В рассказе о Рембрандте картина "Матфей и ангел" названа "Призвание апостола Матфея". Я стала искать её в Интернете,но так называется шедевр Караваджо, который постоянно сбивал меня с толку. Пришлось найти список всех картин Рембрандта и только тогда удалось понять о какой картине речь
Написано очень легким слогом, даже с ноткой юмора и очень живо.00 - Adorable — 23 Апреля 2020
Интерес к теме перевесил терзания о том, что книга написана не искусствоведом. Но с удивлением наткнулась на очевидные описки в тексте. Например, год смерти Эдуарда Мане указан как 1881, хотя несколькими строками выше речь шла о том, что свою последнюю работу художник закончил в 1882 году. Даже не погруженного в тему искусства человека эта ошибка сразу бы смутила, да еще и в двух местах! Мане умер в 1883 году.
Сама книга написана легким и хорошим литературным языком, читать приятно и увлекательно.00 - Логунова Наталья — 18 Июня 2020
Крайне разочарована данной книгой! Слог сухой, чеканный, как-будто читаешь статьи в Википедии, иногда разбавленные вставками из мемуаров, воспоминаний и работ искусствоведов. Автор не смог проанализировать, переработать и преподнести читателю истории великих людей таким образом, чтобы вызвать восхищения как этими людьми, так и стилем изложения. Извините, но для меня сей труд равен курсовой первокурсника-троечника, слепившего свою работу из того, что удалось найти, даже не постаравшись оформить это эстетически ни словесно, ни печатно, ни иллюстрировано.
Чтение не принесло никакого удовольствия, ни эмоционального, ни интеллектуального.
Не советую сей труд даже в качестве знакомства с художниками и их музами. Впечатления остались, как от прочитанного отрывков из обрывков.00 - vlasova — 9 Ноября 2020
Одна из лучших книг, что я читала за прошедшее время.
Интересные факты, удивительные истории, прекрасные дамы и их судьбы.
Книга создает атмосферу и настроение, хочется, чтобы она не заканчивалась.
Прекрасная книга, после прочтения в электронном виде, даже купила печатный вариант.00 - Натали — 24 Января 2021
Книга хорошая! Написана дружественно. Читается легко. Очень интересные истории. Для любителей истории искусств и не только.
00 - Галина — 6 Февраля 2022
Нравится слог Анны Матвеевой, ее книги всегда легко и приятно читаются. Эта книга – на мой скромный взгляд, автору удалась. Огромная работа проделана, я столько всего узнала о любимых картинах. И конечно ее надо иметь в бумажном варианте с иллюстрациями, так что обязательно куплю.
00 - Anna — 15 Марта 2022
Превосходная, чудесно написанная книга! Подробный рассказ про самих художников и их муз, делает произведение чуть ли не мини энциклопедией по истории искусства. Благодарю автора, безумно рада, что такая книга попалась мне на литературном пути
00 - autoreg894127495 — 14 Мая 2020
Книга меня «затянула» с первых глав. Каждая глава это история жизни художника и его Музы – модели, которая через творение мастера стала бессмертной. По-новому и с другого ракурса взглянула на полотна, многое увидела и пережила по-другому. Благодарна автору Анне Матвеевой за собранную по крупицам информацию. Это книга подвигла меня на поиск перечисленных в книге картин художников, на размышления о непростых судьбах, отношениях, любви и привязанности, тайных знаках впечатанных в картины. Огромное спасибо!
00 - Марина Стародубцева — 6 Ноября 2020
Книгу почла большим интересом. Работа грандиозная. Жалко, что в электронную версию не вошли иллюстрации . Приходилось все вовремя искать картины в интернете, что было совсем не удобно. Какие времена, какие люди, какие интересные сюжеты преподносит жизнь.
00 - Анна Андреевна — 2 Декабря 2020
С одной стороны здорово, что такая книга появилась. Широкая аудитория, действительно, зачастую, ничего не знает о жизни «картинных девушек», которых хорошо знает в лицо. С другой стороны, посмотрим правде в глаза – у автора не вышло полноценно решить поставленную задачу. Автор в плену у материала. Поясню на самом вопиющем примере – разделе о творчестве Рубенса.
Есть традиция начинать разговор о Рубенсе с биографии его отца. Да, не у всякого великого художника папаша сидел в тюрьме по обвинению в супружеской измене с принцессой. Да, история увлекательная и пикантная. Чудесно. Но книга заявлена НЕ как сборник биографий художников! Книга заявлена как рассказ о женщинах на картинах. Можно смело отмести историю отца художника, которая никак не связана с женщинами, которых рисовал сын! Да, не каждая – Мизия Серт, о многих «картинных девушках» известно не так уж много, но… но можно и, на мой взгляд, нужно было привлечь контекст. Что значило позировать для портрета в Нидерландах 16-17 века? А когда с тебя рисуют античную богиню – это вызов общественной морали? Какой вообще была обычная жизнь горожанки среднего достатка? Какая социальная активность была для женщины нормой?
А что значило быть натурщицей в Париже 19 века? Как жила среднестатистическая бедная натурщица? А как жили дамы полусвета? Что считалось морально приемлемым, а что скандальным?
Вообще, это две большие разницы: когда кто-то заказывает портрет женщины (и художник получает за него деньги) и когда художник сам платит натурщице за то, чтобы рисовать её. Третий сценарий – когда женщина художнику – муза и между ними дружба или любовь, а не экономика. Такой угол зрения тоже был бы довольно продуктивным.
Ещё один странный пример того, как автор не держит фокус внимания – глава о Шагале. Его жена Белла целую книгу воспоминаний написала о Витебске их детства. Городе, который (автор это многократно подчеркивает!) занимает, наряду с Беллой, центральное место в творчестве Марка Шагала. Логично было бы сказать об этой книге не 3 предложения, а больше. Проанализировать, раскрыть через эти воспоминания Беллу как личность. Но… нет. Опять пересказ биографии художника. И вода о том, что Белла поддержилава, вдохновляла, наполняла дом светом-уютом и пр.
Ещё одна тема, которая ускользнула от оптики автора – как в разное время в разных странах менялось отношение к женской наготе в искусстве. Автор касается этого, но в описательном ключе, анализа нет. А жаль.
Да, книга – не научная монография, а художественная литература. Но это не отменяет всего, сказанного выше. Потому что книга местами выглядит пересказом книг о художниках-мужчинах. Рефератом. Контекст, тот самый социально-культурный контекст, которого так не хватает, чтобы книга стала книгой о картинных девушках, а не очередным сборником биографий, можно было бы взять, в том числе, из художественной литературы соответствующих эпох и стран. Это значительно обаготило бы книгу.
Ну, и напоследок. Есть в книге и стилистические и логические несовершенства, которые на совести редактора:
"Как уже было сказано, он завидовал другим художникам (особенно евреям, а больше всех – Пикассо и Матиссу)…"
"Дочь Шагалов рано повзрослела, когда ей не было ещё двадцати, завела близкие отношения с неким Мишелем Раппопортом, предпочитавшим своей настоящей фамилии псевдоним Горди. У Мишеля были русско-еврейские корни, и это сближало его с Шагалами. Родители, узнав о романе Иды, настояли на свадьбе – повели себя как приверженцы устаревшей морали. Ида не смогла противостоять им и в 1934 году вышла замуж за Мишеля, но восемнадцать лет спустя брак всё-таки распался".
Сначала померещилось «двенадцать», но нет, «двадцать». Ожидаешь, что брак длился восемнадцать.... месяцев, но нет – лет. Когда я зачитала мужу этот фрагмент, он спросил: «Что ты читаешь? Это что-то из 30-х?».
Нет, это 20-е.
Тем не менее, могу рекомендовать к прочтению. Читается книга легко, слог у автора хороший.00 - Ковальчук Ася — 19 Мая 2020
С первых строк поняла, что книга МОЯ! такое не часто бывает.. тонко, легко написана. тем, кому интересна тематика книги - обогатиться! рекомендую!
00 - Сорокин Геннадий — 29 Июля 2020
Исключительно информативно, интересно. Захочешь придраться - не к чему.
00