Анонимно — 3 Мая 2020
Сергей Самсонов. «Высокая кровь». Роман
Получивший в минувшем году премию «Ясная Поляна» роман Сергея Самсонова «Держаться за землю» («ДН», №8-10, 2018), где события разворачиваются на Донбассе в наши дни, критика сравнивала с «Тихим Доном». В новом романе «Высокая кровь» (это своего рода приквел) Самсонов открыто ступает на шолоховскую территорию – казачьи хутора и станицы времен Гражданской войны: «Война эта сожгла понятие родимой стороны, чужой земли и возвращения домой, поскольку родина теперь была повсюду и нигде, напополам и вперекат принадлежащая тебе и красным. И вот эта-то неразделимость всего, что вокруг, неизбежность топтать одну степь и дышать одним воздухом, и закипала в людях ненавистью...»
Галина Климова. «Сочинительница птиц». Повесть
Всё вроде бы просто: он и она – коллеги, семейные люди, которым за тридцать, «солнечный удар» и – не соединившиеся судьбы. «Ни жирной точки, ни последнего “прости”», отдельно прожитые жизни со всем сопутствующим: тоска одиночества, поиск себя и своего места в меняющейся стране и обретение житейской мудрости. Всё как в жизни. Но увлекающая, звенящая от напряжения интонация, с которой в повести «Сочинительница птиц» Галина Климова воссоздает дух московской старины и раскрывает тайну бурятского ламы Итигэлова, пишет о деревянных мосточках северных русских городов и цветущих бугенвиллиях израильской зимы, заставляет вновь вспоминать о любви и возвращаться к ней.
Стихи номера
Время и времена – одна из «вечных» тем поэзии. Взгляд из современности в античность с ее мифами о богах и героях – и дальше, и глубже в ветхозаветный мир – вот что интересно в стихах Ефима Бершина и Александра Тимофеевского. О времени как о мериле человеческой жизни размышляет поэт Сергей Пагын: «Легчает жизни вещество/и переходит в свет». И ему откликается Андрей Дмитриев: «Золото жизни/ всё-таки найдено/ и явлено миру».
Игорь Сид. «Украина и Россия»: синергия ресентиментов
«Катастрофические события, произошедшие в последние несколько лет с Украиной… многим кажутся самодостаточными. Однако процесс новейшего раскола Украины не просто связан с другими, менее очевидными процессами, происходившими со страной за последние 20-25 лет, но и определяется во многом именно ими», - так определяет свою задачу автор эссе «Украина и Россия»: синергия ресентиментов Игорь Сид.
Из переписки Валентина Распутина с Валентином Курбатовым
«Я думаю, ты не обличил Астафьева, когда он лобызался с дурачащим всю страну… язык не поворачивается, чтобы назвать его президентом. Тебе это показалось неприятным, но допустимым в борьбе с Зюгановым (какой там, к дьяволу, коммунизм, как будто ты веришь в его возвращение!). А когда я сел рядом с Зюгановым на пресс-конференции, посвященной, кстати, финансированию науки, образования и культуры, это сочлось не менее, как предательством. Вот уж, с кем вы, мастера культуры?..» Это Валентин Распутин пишет в 96-м Валентину Курбатову. В этом номере – их письма 1990-х-2000-х годов.
Навигатор №3-2020
Сергей Самсонов. «Высокая кровь». Роман
Получивший в минувшем году премию «Ясная Поляна» роман Сергея Самсонова «Держаться за землю» («ДН», №8-10, 2018), где события разворачиваются на Донбассе в наши дни, критика сравнивала с «Тихим Доном». В новом романе «Высокая кровь» (это своего рода приквел) Самсонов открыто ступает на шолоховскую территорию – казачьи хутора и станицы времен Гражданской войны: «Война эта сожгла понятие родимой стороны, чужой земли и возвращения домой, поскольку родина теперь была повсюду и нигде, напополам и вперекат принадлежащая тебе и красным. И вот эта-то неразделимость всего, что вокруг, неизбежность топтать одну степь и дышать одним воздухом, и закипала в людях ненавистью...»
Галина Климова. «Сочинительница птиц». Повесть
Всё вроде бы просто: он и она – коллеги, семейные люди, которым за тридцать, «солнечный удар» и – не соединившиеся судьбы. «Ни жирной точки, ни последнего “прости”», отдельно прожитые жизни со всем сопутствующим: тоска одиночества, поиск себя и своего места в меняющейся стране и обретение житейской мудрости. Всё как в жизни. Но увлекающая, звенящая от напряжения интонация, с которой в повести «Сочинительница птиц» Галина Климова воссоздает дух московской старины и раскрывает тайну бурятского ламы Итигэлова, пишет о деревянных мосточках северных русских городов и цветущих бугенвиллиях израильской зимы, заставляет вновь вспоминать о любви и возвращаться к ней.
Стихи номера
Время и времена – одна из «вечных» тем поэзии. Взгляд из современности в античность с ее мифами о богах и героях – и дальше, и глубже в ветхозаветный мир – вот что интересно в стихах Ефима Бершина и Александра Тимофеевского. О времени как о мериле человеческой жизни размышляет поэт Сергей Пагын: «Легчает жизни вещество/и переходит в свет». И ему откликается Андрей Дмитриев: «Золото жизни/ всё-таки найдено/ и явлено миру».
Игорь Сид. «Украина и Россия»: синергия ресентиментов
«Катастрофические события, произошедшие в последние несколько лет с Украиной… многим кажутся самодостаточными. Однако процесс новейшего раскола Украины не просто связан с другими, менее очевидными процессами, происходившими со страной за последние 20-25 лет, но и определяется во многом именно ими», - так определяет свою задачу автор эссе «Украина и Россия»: синергия ресентиментов Игорь Сид.
Из переписки Валентина Распутина с Валентином Курбатовым
«Я думаю, ты не обличил Астафьева, когда он лобызался с дурачащим всю страну… язык не поворачивается, чтобы назвать его президентом. Тебе это показалось неприятным, но допустимым в борьбе с Зюгановым (какой там, к дьяволу, коммунизм, как будто ты веришь в его возвращение!). А когда я сел рядом с Зюгановым на пресс-конференции, посвященной, кстати, финансированию науки, образования и культуры, это сочлось не менее, как предательством. Вот уж, с кем вы, мастера культуры?..» Это Валентин Распутин пишет в 96-м Валентину Курбатову. В этом номере – их письма 1990-х-2000-х годов.