Как квакеры спасали Россию (Никитин Сергей Анатольевич); Новое литературное обозрение, 2020

Купить Купить в кредит

Описание

Ужасающий голод 1921 года поставил советскую власть перед неизбежным решением: признать катастрофу и принять иностранную помощь. В течение короткого времени были подписаны более двадцати договоров с международными организациями, изъявившими желание помогать Советской России. Третьим в этом списке был договор Наркомпрода с квакерами. Квакеры, или Религиозное общество Друзей, — это протестантская христианская церковь, история взаимодействия которой с Россией начинается в XVII веке. С 1916 по 1931 год квакеры смогли вполне мирно и плодотворно сотрудничать со всеми властями: с чиновниками царской России, с чехословацкими легионерами и большевиками. Это сотрудничество способствовало спасению сотен тысяч людей, которые выжили благодаря квакерским пайкам, врачам, тракторам и лошадям. В России практически ничего не известно об этой помощи, имена спасителей забыты, добрые дела преданы забвению. Сергей Никитин, многолетний представитель Amnesty International в России и исследователь истории квакеров, своею книгой стремится восстановить историческую справедливость. Книгу предваряет вступительная статья старшего научного сотрудника ИРИ РАН и члена Вольного исторического общества Владислава Аксенова, вводящая квакерские инициативы в социально-политический контекст эпохи.

Видео Обзоры (4)

Ирина Прохорова, Сергей Никитин, Иван Курилла. Как квакеры спасали Россию?

Сергей Никитин в поддержку документального фильма "Голод"

Цена революции / Квакеры в борьбе с голодом в Советской России // 09.08.20

Историк за верстаком. Иван Курилла


Характеристики (25)


ПараметрЗначение
Автор(ы)
ПереплетТвёрдый
ИздательНовое литературное обозрение
Год издания2020
Возрастная группа18
Кол-во страниц408
СерияЧто такое Россия
Возрастные ограничения12
Формат20.6 x 13.5 x 2.2
АвторыНикитин С.А.
ПереплётТвёрдый
Год публикации2020
ЯзыкРусский
Количество страниц408
ISBN978-5-4448-1242-6
Размеры60x90/16
Обложкатвердый переплёт
Язык изданияrus
РазделИстория России
Вес470
Количество книг1
Тип обложкитвердая
Возрастное ограничение16+
ИздательствоНовое литературное обозрение
Жанристория


Сравнить цены (8)

Цена от 194 грн. до 470 грн. в 8 магазинах

МагазинЦенаНаличие
Bookovka UA
5/5
«Буковка» – це в першу чергу високий асортимент якісних книг відомих видань

Купить в кредит (2)


Компания Предложение
Prostocredit

Сума: від 500 до 6500 грн. Срок: 90 днів з наявністю пільгового періоду від 3 до 30 днів під знижену % ставку (з можливістю пролонгації пільгового кредиту необмеженої кількості раз) Процентна ставка: Пільгова 1,7%, Базова 2% Робота 24/7: заявки на кредит, видача кредиту

Aviracredit

Aviracredit - Онлайн кредит на картку до 6300 грн. Швидке рішення щодо заявки, гарний рівень узгодження заявок. Розмір виплати за перший виданий кредит - 227 грн.

Полезные онлайн-сервисы


Компания Предложение

Отзывы (2)


  • 5/5

    Книга написана на архивных материалах города Бузулук, Самары, Санкт-Петербурга, Филадельфии, Лондона и Москвы. Первая часть посвящена деятельности квакеров в России с 1916 по 1918 гг. В 1916 году они приехали в Россию помогать беженцам Первой мировой войны, но пришлось оказывать помощь и местному населению. Вторая часть рассказывает о приезде квакеров уже в Советскую Россию с 1920 по 1931 г. Деятельность квакеров включала не только раздачу продуктов и оказание медицинской помощи, они обучали медсестер, организовывали мастерские: плотницкие, ткаческие и прядильные, культивировали посадку картофеля, во второй приезд организовали снабжение Бузулукского уезда с/х орудиями, тракторами и племенным скотом.
    Вскоре после того как с голодом было покончено, стало ясно что Советские власти не согласятся с деятельностью религиозной организации в атеистической стране. Разумеется, никто не был арестован, никто не обвинен в шпионаже. Просто создавалась ситуация, когда квакерам ничего не разрешали делать, а Лондон и Филадельфия прекратили финансирование проекта. Летом 1931 г. квакерский офис в Москве закрылся.
    Впоследствии Кремль приступил к идеологической обработке населения. Официальная пропаганда принижала значимость иностранной помощи, искажала статистику. К счастью, автор встречался с многими из тех, кто помнил квакерскую помощь, и все они отзывались о ней с большой благодарностью. В конце первой части приводится письмо от жителей села Богдановка, в котором говорится: «…то, как вы относились к нам, русским людям, привыкшим к суровому и грубому отношению, сейчас же расположили нас к вам… Мы, русские люди, отвешиваем вам свой глубокий поклон.»
    Ценой неимоверных усилий были спасены от смерти сотни тысяч простых людей. Доброта, честность, открытость и готовность помочь – эти черты английских и американских квакеров оставили след в душе каждого русского, кто общался с ними. Это был уникальный пример народной дипломатии.

    0
    0
  • 4/5

    Издание начинается с хорошей вступительной статьи В. Б. Аксенова, к.и.н., старшего научного сотрудника Института российской истории РАН, о голоде 1891-92 гг. и о борьбе в обществе вокруг того, что одни называли катастрофой, а другие - с подозрением относясь к любой иностранной помощи - временным недоеданием из-за недорода. Это плавно подводит нас к истории противодействия голоду уже в 20 в., чему посвящена рассматриваемая работа
    Ситуация с хлебом в России по прошествии с 1892 г. четверти века принципиально лучше не стала. Малоземелье и низкая сельскохозяйственная культура в европейской части России, а также ориентация на массовый вывоз зерна за границу делали голод из-за периодических неурожаев и слабой транспортной сети постоянно присутствующим фактором. Начавшаяся в 1914 г. война катастрофически усугубила все: на фронт ушли основные работники, был мобилизован скот, в городах появились толпы беженцев, требовавших снабжения, а введенные уже в 15 г. ограничения на продажу хлеба и обязательные поставки продовольствия государству по твердым ценам разрушили традиционную систему производства, продажи и распределения хлеба в масштабах страны. Предлагавшаяся иностранная помощь, даже со стороны союзников, воспринималась теперь через призму шпиономании. Квакеры, приехавшие в Россию в 1916 г. бороться с голодом, были особенно подозрительны как иноверцы и пацифисты.
    Разместившись в Бузулуке Самарской губернии (сейчас это город в Оренбургской области), они пробыли там до начала 18 г. Местное население относилось к квакерам с благодарностью, власти – с раздражением. Ставшие ведущей политической фигурой с конца 17 г., большевики смотрели на них как на контрреволюционеров. Однако квакерам удалось сделать много. Еще больше, как оказалось, предстояло сделать.
    В 1920-21 гг. в Советской России начался новый голод, который уже нельзя было целиком свалить на царизм. И снова помощь пришла из-за рубежа – во-первых, от американской благотворительной организации АРА, во-вторых – от английских и американских квакеров, единственных, которым большевики разрешили приехать в страну и работать там. Это терпимое отношение со стороны Ленина и Ко было вызвано тем, что квакеры не ставили никаких условий, не имели последователей в стране и не были связаны с каким-либо правительством. Плюс в них видели сектантов, отношение к которым со стороны РПЦ было до революции всегда плохим, а, следовательно, для атеистического коммунистического правительства они были почти своими. Более того, квакерам разрешили распределять помощь, собранную другими иностранными организациями, не допущенными в Россию. Первоначально работали квакеры только для детей и только в Москве с Петроградом (для удобства контроля со стороны властей).
    Затем квакерам вновь разрешили приехать в Бузулук, где они на пике голода кормили свыше 400 тыс. чел. Квакеров было около 40 человек, плюс русский персонал. Почти все переболели тифом, две сотрудницы умерли. Их смерть как пример героизма упомянул в одной из своих речей Троцкий.
    Кроме организации питания, квакеры закупали и распределяли преимущественно среди бедных хозяйств лошадей и тракторы (последние – для коллективного пользования), правда, в кредит, чтобы отношение было другим. Открыли школу трактористов, лечили население от распространенной там малярии, валяли валенки для детей. Местные власти квакеров ценили и старались удержать. Правда. это отношение продержалось недолго – до 24 г. С тех пор квакеры вступили в полосу медленного угасания их деятельности. Им запретили открыть сельскохозяйственную школу, школу для медсестер. Библиотека? Курсы английского языка? Нет и еще раз нет.
    По инерции квакеры, которые вели себя осторожно, дотянули до 31 г., когда единственная оставшаяся у них точка – офис в Москве – не получила продления аренды. Надо отметить, что квакеров выдавили из страны вполне гуманно – без скандалов и арестов. Автор пишет, что если очень скоро советская пропаганда стала писать об иностранной помощи только плохо (прежде всего об АРА), то квакеров не ругали – но и не вспоминали.
    Отдельные квакеры-идеалисты левых убеждений еще приезжали в Союз, женились здесь, оставались работать. Несколько человек даже скончалось здесь. Кого-то в 30-е гг. расстреляли. Все они оставили после себя книги, воспоминания, дневники, отчеты, письма. И добрую память.
    Как всегда, пару слов об авторе. С. Никитин (1957-) - физик по образованию, в 1999-2002 гг. работал в НКО "Дом друзей" в Москве, представительстве международной квакерской организации. В 2003-17 гг. был директором представительства международной правозащитной организации Amnesty International в России. Собственно текст С. Никитина, над которым он начал работать в середине 1990-х гг., состоит из двух частей – работа квакеров в 1916-18 гг. (около 80 стр.) и в 1920-е гг. (230 стр.).
    Автор пишет, что работал в наших архивах, но следов этой работы мало (отмечу, что нет точных отсылок ни к каким источникам). Правда, он смог записать воспоминания некоторых местных жителей, которые детьми застали квакеров в Самарской области. Использованные С. Никитиным источники не менее ценны – это материалы английских и американских квакеров. В приложении – список сотрудников квакеровских миссий в России в 1916-31 гг.
    Хорошее серийное оформление. Небольшое количество иллюстраций (25 ч/б фото разного качества и карикатур, плюс одна карта). Имеется краткий список литературы. Тираж 2000 экз.
    Рекомендую эту полезную и хорошо написанную книгу всем интересующимся историей нашей страны в 1910-20-е гг. как источник ценной информации и пищу для размышления о многих вещах.
    © Как много писателей, как мало читателей…

    0
    0
Зарегистрируйтесь и получайте бонусы за покупки!



закладки (0) сравнение (0)