Книга: Мама!!! (Анастасия Миронова); АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2020

Купить Купить в кредит

Описание

Анастасия Миронова (р. 1984) - прозаик, публицист. Ее тексты всегда вызывают острую полемику. Выросла в Тюме-ни, жила в Лондоне, потом переехала в Санкт-Петербург, а оттуда - в деревню. Публиковалась в журналах "Знамя" и "Нева".

"Мама!!!" - ее первая книга. Это не автобиография, а достоверный художественный вымысел о детях с Лесобазы, рабочей окраины Тюмени.

"Одни гневно кричат: "Проклятые девяностые!" Другие им отвечают с той же яростью: "Великие девяностые!" А между ними стоит девочка и ждет маму, которая должна принести еды. Трудная, горькая и честная книга".

(,Денис Драгунский)

Видео Обзоры (5)

Упоротые ДЕТСКИЕ КНИГИ. Мама ДАЙ ПИВКА!!!

Мама

Как восстановить контакт с ребенком | Глава из книги "Мама, услышь меня!"

Дельфорж Элен. Мама

Умная мама. Как подготовиться к рождению ребенка за три дня(Аудиокнига)


Характеристики (16)


ПараметрЗначение
Автор(ы)
ИздательАСТ, Редакция Елены Шубиной
Год издания2020
СерияРоман поколения
ПереплетТвердый (7БЦ)
Возрастные ограничения16
Кол-во страниц544
ISBN978-5-17-133408-6
Размеры84x108/32
Обложкатвердый переплёт
Язык изданияrus
РазделСовременная русская проза
Возрастное ограничение16+
Количество страниц544
Формат132x206мм
Вес0.48кг


Сравнить цены (6)

Цена от 133 грн. до 362 грн. в 6 магазинах

МагазинЦенаНаличие
Bookovka UA
5/5
«Буковка» – це в першу чергу високий асортимент якісних книг відомих видань

Купить в кредит (2)


Компания Предложение
Prostocredit

Сума: від 500 до 6500 грн. Срок: 90 днів з наявністю пільгового періоду від 3 до 30 днів під знижену % ставку (з можливістю пролонгації пільгового кредиту необмеженої кількості раз) Процентна ставка: Пільгова 1,7%, Базова 2% Робота 24/7: заявки на кредит, видача кредиту

Aviracredit

Aviracredit - Онлайн кредит на картку до 6300 грн. Швидке рішення щодо заявки, гарний рівень узгодження заявок. Розмір виплати за перший виданий кредит - 227 грн.

Полезные онлайн-сервисы


Компания Предложение

Отзывы (26)


  • 5/5

    Книга ПОТРЯСАЮЩАЯ!!! Отозвалась очень мощно!! Удивляюсь, почему оценка книги не 5 баллов?! Читала и не могла оторваться. История жизни/выживания одинокой мамы с маленькой дочкой в захолустье в Тюмени в непростые 90е годы – одновременно очень простая, незатейливая, и в то же время невероятно насыщенная эмоционально и событийно – вызывает уникальное чувство сопричастности и сочувствия. Этому способствует прорисованность исторических деталей, а также подкупающая откровенность главной героини – девочки Саши, чьими глазами мы и видим всю историю. Читать обязательно!! Можно даже включать в школьную программу. А какой фильм можно снять!!! Книга – шедевр!

    0
    0
  • 4/5

    aliyaacop, да везде это было, хотя страх перед растерянностью взрослых – это, пожалуй, именно нашего поколения черта

    0
    0
  • 5/5

    Читается на одном дыхании. Всё так, ни добавить, ни убавить. Думаю, многие, чьё детство пришлось на 90-е, увидят в героях черты себя и многих своих друзей, соседей, одноклассников. Те, кто старше или младше, скорее прочитают как художественное произведение.

    0
    0
  • 5/5

    Про гимн поколения верно. Хотя я старше автора лет на 10, и скорее из семьи условной Аньки, очень много узнаваемого – видела как живут одноклассники, или родственники в провинции. Очень правильное определение того времени – «Ужас», слово, которым главной героине хотелось ответить на вопрос психолога, по поводу ее ощущений. Я до сих пор, вспоминая о «святых девяностых» чувствую именно ужас.

    0
    0
  • 4/5

    Дина Байтимерова, надеюсь, вы вырвались оттуда? А дети голодные так там и есть. Настя Муравьева голодала, ее с братом подкармливали соседи. Уже зимой в коридор этого пансионата вышла голая трехлетняя девочка – чтобы попросить еды

    0
    0
  • 5/5

    Лесобаза! Тюмень! Мой район, мои годы детства, я жила возле школы в бараке так все и было, сейчас стою рядом с этими пансионатами там все так же страшно ходить по лестнице, все также остались алкаши и наркоманы, конечно за душу берет книга, особенно тех кто там жил, помню тех детей из пансионатов, помню те глаза запуганных и голодных детей, как же было страшно и горько, сейчас потихоньку бараки сносят и планируется застройка целого микрорайона новыми многоэтажками. Пусть не будет больше страха и голода и пьяных родителей. До слез! Автору спасибо

    0
    0
  • 5/5

    varyams, спасибо. Не все люди из благополучной среды способны такое читать, не отторгая, не зажмуриваясь. Иначе им придется признать, что они были слепы

    0
    0
  • 5/5

    «До десяти доживали самые хитрые»
    Я родилась в 95 году и ничего из 90х, кроме своего детского сада в Москве, не помню. Но книгу прочла за два дня запоем. Мне странно было читать рецензии, что такого не было, что это чернуха и преувеличение. Откройте Гугл картинки и посмотрите Лесобазу. Посмотрите на дома героини, на соседние дома, на ее детский сад и школу. Посмотрите репортажи из этого района - их полно на ютюбе, в прошлом году там убили девочку и на Лесобазу приехали все госканалов и независимая пресса. Посмотрите, какие люди там живут. На все это и сейчас смотреть больно. И представьте, как это выглядело 30 лет назад. Все еще не верите?
    Я считаю, такие книги должны быть написаны в нашей стране. Это единственный способ преодолеть травму, и единственный способ попытаться как-то понять друг друга - тем, для кого эти годы были временем свободы и тем, для кого они стали крушением надежд и прошли в ощущении предательства от своей страны. У нас очень мало таких книг, из того времени, по пальцам пересчитать, на самом деле - а время это травмировало целое поколение, а может и не одно, и мне кажется, их всем нам надо читать.
    Мне понравилась последняя глава, где говорится о том, как сложилась жизнь тех, кто окружал Сашу. Из всех дворовых детей нормальная жизнь получилась у двух-трёх - ну, если мы понимаем, что у самой Саши все в общем хорошо, а мы это понимаем.
    И мне это кажется тоже очень важным. Есть такая прослойка людей, которые любят говорить - а вот в наше время никто над детьми не трясся, мы росли, как трава в поле, растила нас улица, и ничего, выросли людьми. Но правда в том, что дети, которых растила улица, так и растут. Если вообще успевают вырасти и стать взрослыми. Чудес не бывает.
    Анастасия, спасибо вам за книгу. Я испытывала физическую боль, пока ее читала, но это та боль, которую иногда надо чувствовать.

    0
    0
  • 3/5

    Хорошее начало. Точно передана атмосфера последних советских и ранних постсоветских лет. Мы уже забыли об этом. После экватора романа (хотя, конечно, это не роман, а такой - затянувшийся физиологический очерк) читать уже невозможно, постоянно используется один и тот же художественный прием, сюжетная линия петляет, кульминация в последней главе не достигается, повествование вязнет. Юзефович была права - это действительно скучно читать, форма несовершенна.

    0
    0
  • 5/5

    Мне книга ,Мама!!!' очень понравилась!
    Сильно тронуло повествование и вечерами я не могла оторваться!!
    Мне кажется что книга очень правдиво написанна, она без романтизма описуeт события и жизнь людей (особенно детей) в то время. Это люди из неблагополучного района, родители
    (чаще семьи из мам и бабушек) вкалывают по полной, а дети предоставленны сами себе.... Многие стараются как могут улучшить жизнь, но в бедной, коррупционной, даже отчасти криминальной среде это трудно и можно надеятся только на себя. Ожидать поддержку не от кого.
    Мамы в книге вечно уставшие, многие пьют, почти все кричат на детей, не отказываясь от рукоприкладства … но дети всё равно любят их, своей детской безусловный любовью… прощая им всё … это правдиво, но так больно читать.
    Я сама выросла в примерно в то же время как автор (хотя и в намного благополучней среде) и помню многое из здесь описанного.
    Многие сюжеты было очень больно читать, так я ясно вспоминала детей из моей школы/двора, с кем я лично играла и у кого тогда было примерно так в жизни, как у героев книги. Голодные дети в школе, дети которых никто не провожает и встречает тёмными вечерами, за кoго никто не заступается…
    Мне кажется эта книга даже побудила меня стать лучшей мамой мои дочкам… после каждого чтения, сразу хотелось пойти пообнимать детей и провести с ними время … Стараюсь меньше повышать голос и больше их слушать.
    Читая книгу, я очень сопереживала главной героине и почему-то представляла на её месте мою дочь, радуюясь что последней с таким не придётся столкнутся!
    Большое Спасибо автору за все эти эмоции!!

    0
    0
  • 3/5

    Посвящается детям рабочих окраин. Я не стану оспаривать «правдивость» автора – полагаю, в некоторых местах так и было, более того – так и есть. Это книга не про время, это книга про состояние отдельных категорий населения, которые всегда заполоняли неблагополучные пригороды и слободы, для которых пьянство – норма жизни, а размножение – основной инстинкт. Интересно ли читать? Мне как человеку из другой среды было любопытно. Но не более того… к сожалению, в произведении проблема времени заслоняет проблему общества. Маргиналы с таких Лесобаз были есть и будут всегда, это неискоренимое зло, постоянно подписывающееся изнутри собственным воспроизводством. В этом и заключена безнадежность книги. А отсутствие «лучика надежды» превращает роман в очередную чернуху.

    0
    0
  • 4/5

    statuser436630677, спасибо. Я ставила основной задачей описать и разбудить эмоцию. Чувство ужаса ребенка, больше ничего. Надеюсь, я справилась

    0
    0
  • 5/5

    Книга пробрала. От чтения удержаться невозможно. У меня это были две бессонные ночи, я читатель с такими же годами детства по хронологии, память включается сразу. Необходимая книга. Начиная читать, знала что понравится, но книга отозвалась намного сильнее и дело не в периоде истории, детях и иных ярких героях книги этой, дело в том что произошло в очередной раз очищение того простого факта что жизнь одна и она бывает разной, есть объективная правда. Которая все покроет и расставит по местам.
      Ближе к финалу в раскуроченной квартире сидит бабушка лучшей подруги, она понимает детскую душу, она видит всю жизнь незамутненно и ясно из своей беспомощной и старой оболочки, из своего закутка, она то скажет правду, ей под силу как раз и есть силы уделить время самому слабому перед всем миром, напуганному ребенку.

    0
    0
  • 5/5

    User94437-3, спасибо. Отзыв Галины Юзефович (спасибо ей, что вообще взялась читать) меня расстроил. Не тем, что книга критику не понравилась, а тем, что он обнажил социальную пропасть между нами. Для Юзефович, кажется, самым ужасным из тех времен запомнились пыль на асфальте, подгоревшая каша и катышки в колготках. Ничего страшнее человек не видел и не запомнил, оттого ей показалось, что книга моя наполнена не деталями повседневного ландшафта, а элементами ужаса… И до настоящего ужаса, похоже, благополучные позднесоветские и постсоветские люди не дочитали – им страшно стало уже на колготках

    0
    0
  • 3/5

    Видел рецензии Юзефович и менее известных критиков: слезовыжимательно, такого не было, были фантики, группа «Кар-Мэн» и ветер свободы. Теперь специально для без сарказма уважаемой Юзефович и остальных. Всё это было. Я из Уфы, ровесник Саши. Наш спальный район был всё же благополучнее Лесобазы. Но это всё было. Обозленные и замотанный люди в очередях, полупустые магазины, злобные алкоголики из соседних дворов, разорившиеся заводы, чьи работники выживали как могли. Дядька мой, папин младший брат, ходил подкармливать детей вроде Максимки Мякишева и сиплой Саши. Они всегда были на улице, потому что дома их не ждали. Можно про 90-е почитать книгу Петра Авена, и это будет правда, конечно. Но не вся. Учителя и челноки, полицейские и врачи, афганцы и просто маленькие дети видели каждый свой кусочек правды. Несправедливо заявлять, что Миронова всё придумала, и этого не было, неправильно. Кроме открывшегося Макдоналдса в Москве были закрывшиеся заводы на Урале. Кто не видел, вряд ли имеет моральное право говорить заставшим: не было такого. Здоровья вам, Анастасия. Думаю, это не последняя ваша книга

    0
    0
  • 1/5

    Меня очень интересуют книги про 90-е. Мне любопытно, как другие люди воспринимали время, в которое я взрослел. Я с одинаковым интересом читаю книги, авторы которых ностальгируют по 90-м, и книги, написанные людьми, ненавидящими 90-е. Главное — чтобы это искренне, чтобы тема живо интересовала автора и отражала его эмоции, связанные с 90-ми.
    Книга Мироновой этим критериям не отвечает. Ее просто-напросто скучно читать. Сначала я не мог понять, почему текст не вызывает у меня никаких эмоций. А потом посмотрел, как автор полемизирует в Фейсбуке с читателями, и догадался.
    В одном из комментариев Анастасия Миронова исчерпывающе, на мой взгляд, описала главную проблему своего произведения:
    "Я вообще человек с низким эмоциональным фоном, меня мое детство не мучает лично..."
    Это чистая правда. Текст мертвый, написан с холодным носом. Нет там никакого переживаемого ребенком ужаса, есть задача взрослого человека написать, что ужас был. Причем, эта заданность не отменяет того, что фактологически книга может быть правдива, то есть все описанные события происходили в реальности. Просто книга (вопреки самодовольным заявлениям автора) плохо написана, и ни осмыслением, ни художественной правдой, о которых автор безумолчно разглагольствует на своей странице в Фейсбуке, в романе и не пахнет. Написано очень старательно, по-ученически. Откровенных, бросающихся в глаза ляпов в тексте нет. Однако увидеть картинку или почувствовать эмоцию, которую автор постоянно пытается выжать из читателя, мне так ни разу и не удалось.
    Мне кажется, что перед тем, как принять решение о покупке книги, стоит прочесть несколько высказываний автора о себе и о своей роли в истории литературы. Я, признаться, когда читал, глазам своим не верил. Чувство юмора, не говоря уж о самоиронии, у Мироновой отсутствует напрочь. До сих пор не укладывается в голове, что автор книги, изданной в редакции Елены Шубиной может на полном серьезе все это произносить.
    "И в этой главе - первый мой серьезный вклад в осмысление эпохи, то, чего в литературе не было..."
    "Так об афганцах еще никто не говорил ни в литературе, ни в кино. Если спросите, что нового в своей книге Миронова открыла о 90-х, пускай назовет три пункта, отвечу: 1) детский ужас перед эпохой, 2) цена подвига челноков, 3) население и афганцы. Так об афганцах у нас точно еще никто не писал."
    "Не было у нас о нашем детстве больших книг и больших фильмов. Наше поколение еще не высказалось. Я с книгой "Мама!!!" первая."
    В общем, как говорил Костик из "Покровских ворот", "Искусство по-прежнему в большом долгу!".

    0
    0
  • 3/5

    На своей странице в «Фейсбуке» Миронова пишет: «Не было у нас о нашем детстве больших книг и больших фильмов. Наше поколение еще не высказалось. Я с книгой «Мама!!!» первая». Сразу видно, что автор современным отечественным литературным процессом не интересуется. До нее довольно подробно высказались на тему детства 1990-х как минимум десять авторов (Овчинникова, Романовская, Мещанинова и др.). И многие книги вызвали заметную полемику среди читателей и критиков.
    Так что претензия на первенство никак не оправдывается. А за приз зрительских симпатий новому роману точно придется потягаться с книгой Марии Авериной «Контур человека».
    Претензия на роман поколения (так заявлено на обложке) тоже очень странная. В книге изложена всего лишь частная история очень неблагополучного детства в нехорошем районе сибирского города. Конечно, кто-то из читателей сможет ассоциировать себя с героиней, Сашей. Кто-то узнает реалии и содрогнется. Но всем остальным, родившимся в 1980-е, в этой книге нет никакого пространства для ностальгии или даже попросту узнавания. Потому что детство у всех было разное: у кого-то и похуже, чем у Саши, а кого-то все было «обычнее» и «нормальнее».
    Я тоже росла в небольшом сибирском городке в 1990-е годы. Да, мои воспоминания отчасти пересекаются с той реальностью, которая описана в романе. Наш район не был таким ужасным, как Лесобаза, но алкоголики в подъезде были, и в дверь к нам тоже по ошибке ломились, и на лестничной площадке люди валялись, и с топором соседи друг за другом бегали. Были и нищета, и невозможность купить к школе все необходимое, и вечное донашивание одежды за знакомыми и незнакомыми. Из еды картошка, макароны и капуста. Куриные окорочка, запеченные в духовке, были праздничным новогодним блюдом. Яблочный сок — царским напитком. И слухи про маньяков и наркоманов были, и порезанные в транспорте сумки, и даже педофилы в подъезде встречались, и от них приходилось отбиваться — да, все это было частью жизни, но не составляло жизнь полностью и не превращало жизнь в такой затяжной кошмар, как у Мироновой. Помимо этих опасностей, которые существовали с нами бок о бок, была интереснейшая жизнь в школе, и захватывающие сложносочиненные игры в раннем детстве, и приключения, и какие-то выдумки… Во дворе никогда не было скучно! Всегда было очень много творчества и затей: с подругами то следили за мальчишками, то организовывали фан-клуб какой-нибудь звезды, то изобретали собственный язык и шифр, то собирались в экспедицию на другой конец города втайне от родителей. Детство не было безоблачным, было скорее трудным, было понимание имущественного неравенства и какие-то комплексы на эту тему… Но перевешивал интерес к жизни. К людям, к одноклассникам, к книгам и их героям. К большому миру, который должен открыться, когда мы вырастем. Если собраться сейчас с девчонками и вместе повспоминать — будет много смеха и восторга, с теплом будем вспоминать и дискотеки, и того же Кая Метова, который выведен в книге Мироновой как некий зловещий символ.
    Да, моя мама тоже приходила очень поздно, но это не заставляло меня болтаться на улице до десяти вечера по морозу — дома не было страшно, я могла остаться там и читать книжку, а могла пойти к подруге — не дрожа, как заяц, по пути.
    К миру было больше доверия, чем страха. А книга Мироновой полностью строится на страхе. Он все собой заполняет, и кроме него ничего и не остается. Очень жаль, конечно, что кому-то так не повезло, что от детства не осталось никаких светлых воспоминаний, а только жалкие крохи жалких скудных радостей, мелькающих иногда между страхом и ужасом. Но не надо обобщать и транслировать такой опыт в качестве голоса поколения. Это не голос поколения, а просто голос из Лесобазы, голос человека, выжившего в трудной жизненной ситуации.
    Размышляю о психологической достоверности образов романа. Саша изначально как-то очень сильно замордована этой Лесобазой, она сломлена уже в начале романа, а потом ей становится все хуже и хуже. И я вот думаю: а как же витальные силы, которые чаще всего побеждают в ребенке? Разве маленькие дети не воспринимают все как должное, не приспосабливаются к обстоятельствам? По идее, удары 1990-х пришлись в первую очередь по взрослым, а для маленьких детей они были менее ощутимы. Автор пишет в «Фейсбуке»: «Ужас тогда испытывали дети лет до 10-12, потому что для них любое историческое событие грозило личной гибелью и детдомом. В 12-17 лет потеря родителей не означает гибели, поэтому подростки то время пережили легче». Не согласна. По моим наблюдениям, дети 1980 года рождения переживали происходящее в переломную эпоху гораздо тяжелее, чем те, кто был младше на четыре-пять лет. В общем, чем старше человек, — тем сложнее ему было принять перемены и пройти испытания.
    Книгу рекомендую тем, кто интересуется темой детства 1990-х. Как часть мозаики она полезна для ознакомления: в таком-то регионе в таком-то районе в такое-то время было вот так. Давайте жить так, чтобы такого ужаса больше не допускать. Но как исчерпывающий портрет поколения на фоне исторических событий — увы, нет. Замах на это был, но ресурсов на это у автора не хватило.

    0
    0
  • 5/5

    прочитал предыдущие рецензии... а мне понравилось, готовый сценарий к фильму, меня не удивит, если кто то снимет кино по этой книге. отдельное спасибо автору за слово ГОМОНОК, в последний раз, это слово, я слышал от своей прабабушки. это кошелек, если кто то не понимает)) слышали in the ghetto, лучший вариант у ника кейва !!!

    0
    0
  • 5/5

    мне книга понравилась! да, написано сухим языком. но в те времена и было всё "сухо", "жестко", без эмоционально. некогда было эмоции проявлять. жили на автомате, лишь бы детей прокормить, одеть, на автомате на работу, на автомате в сад, как заведенные. автору спасибо!

    0
    0
  • 5/5

    Я хочу поблагодарить автора за ее книгу,,Мама!!!’’!Эта книга ,несмотря на ее спокойный выдержанный тон ,кричит от ужаса ,от боли,от духа того времени...Это ,,лихие девяностые’’ глазами малышки,ребёнка,живущего в постоянном напряжении и страхе.Книга очень тяжелая,потому что это не вымысел,а часть нашей истории.Несколько ее страничек в городе Тюмени ,в районе Лесобазы.Огромная благодарность Анастасии !Спасибо Вам!

    0
    0
  • 5/5

    Книгу читать стоит однозначно. Она оставляет в целом больше тяжёлое впечатление, но правда часто такой и бывает. Вспоминаешь и своё советское детство и подростковый возраст, пришедшийся на девяностые, радуешься, что сейчас всё не так, что ты это пережил. Нужно читать и давать читать детям, чтобы они понимали, в какое счастливое время живут. Хорошо бы эту книгу почитать и взрослым, которые критикуют власть.

    0
    0
  • 3/5

    К сожалению,тот самый момент,когда аннотация к книге лучше, чем ее содержание. "Добраться" до конца "темного подъезда" этого текста сможет не каждый и вопрос не в содержании,а в слабости автора. Увы..

    0
    0
  • 1/5

    Миронова - очень хороший публицист, но литератор из нее не получается, как бы она ни старалась. В книге есть попытка нагнать ужасов 90-х, но весь"саспенс" сводится к неуравновешенной маме, которая родила для себя ребенка и не смогла обеспечить дочке психологическую безопасность. Поэтому вся книга - это переживания психически нестабильного ребенка (при этом очень уверенного в своей исключительности), в любое время такие были, 90-е тут не при чем. Маленькая главная героиня получилась противной эгоисткой (все детство дружила с семьей "челноков", подъедалась у них, смотрела "Тома и Джерри", а после того, как у них случились проблемы, ни разу даже письмо "подружке Аньке" не написала). В принципе, книгу есть смысл прочитать тем, кто удивляется снобизму и высокомерию блогера Мироновой - ну вот выросло то, что выросло. В книге абсолютно деревянные, непроработанные персонажи, неуклюжие, вымученные диалоги. Описание некоторых сцен великолепно (сцена с кефиром даже воспоминания о запахах советских продмагов пробуждает), но оно и понятно - Миронова действительно талантливый публицист. Если есть возможность, книгу лучше почитать онлайн бесплатно, платить тут особо не за что.

    0
    0
  • 5/5

    Мне книга понравилась! Я одного возраста с Сашей, правда родилась в Москве, меня также воспитывала одна мама, и я хорошо помню 90-е, даже в Москве было страшно, что уж говорить про Тюмень! Но самое ужасное, что до сих пор тысячи детей, живут так, голодные, никому не нужные в бесконечном страхе и безнадежности! Боль…

    0
    0
  • 4/5

    Любопытная книга. Она привлекла меня темой: мне нравятся книги про детство, а книги про детство в 90-е годы интересуют особенно сильно. Конечно, пропустить эту книгу я не могла. Прочитала с увлечением и в процессе даже получила некоторое удовольствие, однако в итоге книга скорее не понравилась. Попытаюсь объяснить, как так вышло.
    Начну с достоинств книги. Мне кажется, что в целом это написано талантливо: читать интересно, увлекательно, иногда это настоящий саспенс, при том что в общем-то сюжета и развития действия как такового в книге нет: это просто подборка эпизодов из жизни девочки, растущей на окраине Тюмени, в неблагополучном районе. Атмосфера 90-х в книге присутствует. И вообще у книги есть своя атмосфера: неприятная, но хорошо выдержанная.
    Однако на этом достоинства заканчиваются. И остаются претензии, замечания и недоумение.
    Обычно книги о детстве, даже если они не вполне автобиографические (или совсем не автобиографические), наполнены душевностью, ностальгией, юмором и, самое главное, любовью к миру и людям. Все эти качества отсутствуют в книге Мироновой. Наоборот, складывается впечатление, что у автора была четкая установка на исключительно негативное изображение действительности и реалий 90-х годов. Никто не будет спорить с тем, что 90-е годы – не самое веселое время. Но все же и не самое страшное. Мне кажется, после войны, например, жизнь была потяжелее, однако же существует много документальных и художественных свидетельств о послевоенном детстве, которое однозначно трактуется как счастливое. Так что все зависит от мировосприятия. Книга Мироновой пропитана страхом, ужасом, какой-то бесприютностью и неприкаянностью. В принципе хочется посочувствовать героям, однако почему-то не получается сочувствие и сопереживание испытать. Потому что, во-первых, автор сама не любит своих героев, а с чего бы в таком случае читатель начал испытывать к ним какие-то чувства? А во-вторых, не покидает ощущение, что, несмотря на старания автора, герои получились неживыми, ненастоящими, условными. Потому что по сути вся книга представляет собой насквозь искусственную конструкцию. Автора вроде бы и не обвинишь в том, что она все выдумала и исказила. Я допускаю, что вообще все, абсолютно все события из книги в том или ином виде происходили в действительности. Однако они так подобраны, так поданы, что становится очевидно: автор сгущает негатив. Практически во всех главах книги время года – зима. Когда холодно, темно, неуютно, страшно… Но все же понимают, что за зимой всегда приходит весна, а за весной лето… Но не так у Мироновой, в ее реальности зима не заканчивается и перерастает в вечный мрак.
    И честно говоря, я не понимаю, откуда у автора такой мрачный взгляд на мир. Потому что объективно реалии, которые она описывает, в большинстве своем не столь и ужасны, если разобраться. Автор живописует окружающую действительность как какой-то апокалипсис, но порой она проговаривается. Главная героиня живет с мамой в общежитии семейного типа. Это даже не коммуналка с общей кухней и туалетом! Да, делается акцент на том, что часто отключают воду. Но я обратила внимание на то, что водопровод и канализация в принципе есть (значительная часть моего детства, например, прошла без канализации и водопровода, и это не на Лесобазе, а в Санкт-Петербурге, прошу заметить). Кроме того, есть перспектива получить квартиру (у моей семьи такой перспективы не было). Вскользь упоминается, что героиня с мамой в 90-е годы отдыхали на море (в 90-е!!! на море!!!). Мама героини готовит мясо по-французски просто так, не на праздник! А героиня при этом готова скормить его собаке (мне мясо по-французски и сейчас кажется праздничным блюдом). В общем и целом, мне показалось, что мое детство было, если разобраться, более суровым, чем у героини книги. Однако у меня о детстве исключительно приятные воспоминания, не было никакого страха и ужаса. Потому что в детстве главное, чтобы рядом были любящие взрослые и хорошие друзья. Наверное, автору в этом смысле не повезло. Однако не думаю, что стоит переносить свой негативный опыт на целую эпоху.

    0
    0
Зарегистрируйтесь и получайте бонусы за покупки!



закладки (0) сравнение (0)