Едва слышный гул. Введение в философию звука; Новое литературное обозрение, 2021
- Издатель: Новое литературное обозрение
- ISBN: 978-5-4448-1595-3
- Книги: История искусств. Искусствоведение
- ID: 8111106
Описание
Что нового можно «услышать», если прислушиваться к звуку из пространства философии? Почему исследование проблем звука оказалось ограничено сферами науки и искусства, а чаще и вовсе не покидает территории техники? Эти вопросы стали отправными точками книги Анатолия Рясова, исследователя, сочетающего философский анализ с многолетней звукорежиссерской практикой и руководством музыкальными студиями киноконцерна «Мосфильм». Обращаясь к концепциям Мартина Хайдеггера, Жака Деррида, Жан-Люка Нанси и Младена Долара, автор рассматривает звук и вслушивание как точки пересечения семиотического, психоаналитического и феноменологического дискурсов, но одновременно — как загадочные лакуны в истории мысли. Избранная проблематика соотносится с областью звуковых исследований, но выводы работы во многом формулируются в полемике с этим направлением гуманитарной мысли. При этом если Sound Studies, теории медиа, увлечение технологиями и выбраны здесь в качестве своеобразных «мишеней», то прежде всего потому, что задачей исследования является поиск их онтологического фундамента. По ходу работы автор рассматривает множество примеров из литературы, музыки и кинематографа, а в последней главе размышляет о тайне притягательности раннего кино и массе звуков, скрываемых его безмолвием.
Видео Обзоры (2)
Прабхупада Лиламрита 22. СВАМИ ПРИГЛАШАЕТ ХИППИ (аудиокнига)
arthur
Характеристики (18)
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Рясов Анатолий Владимирович |
Переплет | Мягкий |
Год издания | 2021 |
Издатель | Новое литературное обозрение |
Возрастные ограничения | 12 |
Кол-во страниц | 184 |
Серия | История звука |
Формат | 60х90/16 |
Авторы | Рясов А. |
Переплёт | мягкий |
Год публикации | 2021 |
Язык | Русский |
Количество страниц | 184 |
Страниц | 184 |
ISBN | 978-5-4448-1595-3 |
Размеры | 14,00 см × 21,50 см × 1,20 см |
Тематика | Общие вопросы |
Тираж | 1000 |
Сравнить цены (5)
Цена от 193 грн. до 314 грн. в 5 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Купить в кредит (2)
Компания | Предложение |
---|---|
Полезные онлайн-сервисы
Компания | Предложение |
---|
Отзывы (2)
- Евгения — 24 Ноября 2021
Автор - "писатель, драматург имеет многолетний опыт в звукозаписывающей сфере...", и если бы книжка называлась "Размышления звукорежиссера", возможно, и впечатление было бы несколько иным.
Это взгляд из-за микшерного пульта. Поначалу кажется, что речь пойдет о музыке (и введение называется "Увертюрой", а заключение "Кодой", и первые слова, первые страницы как будто о ней). Автор полагает, что читатель должен догадываться о его намерениях - и читатель раз за разом обманывается.
То, что в оглавлении названо краткой историей, начинается со слова "сегодня" и понимается исключительно как история ближайших приблизительно десяти-пятнадцати лет.
Глава 3 "Семиотика, письмо и стереотипы sound studies" - это, по сути, обзор литературы. Здесь 8 работ (только зарубежные). Критерий отбора не очень понятен, ведь во Франции со второй половины ХХ века существует мощная традиция звукоакустических исследований.
Жанр книги - размышление дилетанта, путающего коммуникацию и речь, не имеющего представления о программности в музыке, о теории аффектов, о тембровой драматургии или фактуре - о вещах, с которыми знакомятся в музыкальном училище.
Музыку Рясов считает звуковым сообщением с неясным (или размытым) смыслом, а ее интерпретацию - "разъяснением туманности". Труды М. Арановского, М. Бонфельда, А. Денисова и др., рассматривавших близкие аспекты, ему незнакомы.
Автор не догадывается, что чтобы писать о музыке, надо читать о музыке. Впервые искусствоведение у него упоминается в четвертом параграфе (на 34 с. - то есть, шестая часть книги уже позади). "Идея, образ, эмоция, доносимые через звук, - эта тема все еще кажется заманчивой, не утратившей ауры оригинальности как для музыкантов, так и для слушателей". (с точки зрения Рясова это рудимент). И читатель начинает понимать, что попал куда-то не туда.
На разговор о звуке как таковом автор выходит время от времени: описывает лай собаки и сигналы телефонов, говорит о мелодиях в лифтах и туалетах. Но это потом. Сначала вы читаете рассуждения об обновлении аудиосистем, маркетинговой политике, науке как накоплении верифицируемого знания (автор - сторонник позитивистских теорий), об экологии, переводе... Может, и к лучшему: каждый шаг в сторону искусства оборачивается не совсем ладной в академическом смысле фразой. Например: "Одна и та же нота может прозвучать едва ли не бесконечным количеством тембров" или "Еще не дослушав композицию до конца, мы начинаем думать о стиле и жанре"... "Марш по сей день воспринимается большинством слушателей прежде всего как аккомпанемент для строевой подготовки солдат" (пожалуйста, поставьте автору Мендельсона или Шопена).
На 79 странице, наконец, сформулирован основной вопрос: "каким должен быть разговор о звуке, как о сущности?" Он истаивает без ответа. Наконец, на с. 93, после пары страниц о телефонном разговоре в романе Пруста, автор подводит черту: "Итак, перед нами четыре темы: техника, тишина, феноменология звука, двойственность письма"... Это - середина книги. И мы слова уходим от звука - на этот раз в разговор о формах фиксации (буквах и Макклюэне).
В целом - невероятное разочарование.
Книга издана на сероватой бумаге. Клеевой переплет, обложка с клапанами. Тираж 1000 экземпляров. Цена - даже без учета странностей содержания - завышена. Прикрепляю десяток страниц для более близкого знакомства (на одной - перевод Рясовым стиха А. Арто 1947 г., можно оценить его еще и как переводчика).
Рекомендую воздержаться от покупки.00 - Михайлова Мария — 28 Декабря 2023
Лучшая книга о музыке, но не помешает иметь философскую подготовку, чтобы всё понять.
00