Повседневная жизнь языческой Руси; Молодая гвардия, 2021
- Издатель: Молодая гвардия
- ISBN: 978-5-235-04481-4
EAN: 9785235044814
- Книги: Антропология. Этнография
- ID: 8226233
Описание
Возможно ли восстановить в подробностях повседневную жизнь обитателей русских земель дохристианской эпохи? Реконструировать их образ мышления, узнать, как они воспринимали окружающую действительность, почему поступали так или иначе в различных жизненных ситуациях? Ведь источников, повествующих об этом, почти не сохранилось.
Автор книги находит свой путь решения этой, казалось бы, невыполнимой задачи, отыскивая отголоски языческих воззрений в народном мировосприятии, в обычаях и обрядах, сохранявшихся у русских вплоть до XX столетия, а также привлекая и другие, в том числе и археологические, материалы.
Видео Обзоры (5)
Правда о крещении Руси. Русь до крещения. Как жили Славяне БЕЗ ЦЕРКВИ?
Славянское язычество за 10 минут: все что надо знать!
Что на самом деле ели в Древней Руси: блюда, которые Вас сильно удивят!
Пробуждение: найти веру предков
Магия славян: Древние обряды и ритуалы наших предков
Характеристики (22)
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Черная Людмила Алексеевна |
Переплет | Твердый переплёт |
Издатель | Молодая гвардия |
Год издания | 2021 |
Возрастные ограничения | 16 |
Кол-во страниц | 256 |
Серия | Живая история |
Формат | 134x207мм |
Авторы | Черная Л. |
Переплёт | Твёрдый |
Год публикации | 2021 |
Язык | Русский |
Количество страниц | 256 |
ISBN | 978-5-235-04481-4 |
Раздел | История России |
Возрастное ограничение | 16+ |
Вес | 0.32кг |
Размеры | 84x108/32 |
Обложка | твердый переплёт |
Язык издания | rus |
Автор | Черная Людмила Алексеевна |
Издательство | Молодая гвардия |
Сравнить цены (9)
Цена от 270 грн. до 529 грн. в 9 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Купить в кредит (2)
Компания | Предложение |
---|---|
Полезные онлайн-сервисы
Компания | Предложение |
---|
Отзывы (1)
- Терентьев Сергей — 12 Сентября 2021
Очень противоречивые впечатления от данной книги.
С одной стороны, хорошо, что в эпоху преобладания антинаучной литературы и фантазий на тему Древней Руси появляются работы, строящиеся на достоверных источниках и научных исследованиях. С другой стороны, подходить к таким работам не специалистам бессмысленно, поскольку в результате получается «ни Богу свечка, ни чёрту кочерга», как принято говорить в русском народе…
Итак, в чём основная проблема? Книга написана о периоде, по которому у нас нет обширных данных: археологические и письменные источники дают нам не полную картину знаний о быте восточных славян до Крещения Руси, также мы почти ничего не знаем о духовной жизни в этот период (лишь имена некоторых языческих богов и обрывочные сведения об обрядах, полученных на основе находок археологов и на основе свидетельств иностранных современников (византийцы, арабы и т.д.). Автор книги и сама признаётся, что взялась за тему, по которой источников очень мало. Поэтому Л. Черная взяла за основу данные (фольклорные и бытовые), собранные этнографами в XIX – начале ХХ веков. В конце книги автор и сама признаётся, что её работа получилась посвящённой скорее не языческой Руси, а отголоскам язычества в конце второго тысячелетия. Также она признаётся, что сама многое открыла в процессе работы над книгой, что подтверждает подозрения, в процессе чтения, о том, что тема книги не является профильной для исследователя. Несмотря на неплохую библиографию (список есть в конце книги), лишённую книг от неоязычников-фантазёров и современных псевдо-волхвов, воспользоваться взвешенно и осторожно научным аппаратом Л. Черная не смогла, да и не все материалы, доступные по теме именно дохристианской Руси не были использованы, к сожалению. Например, писать о пословицах/поговорках, применительно к периоду Древней Руси совсем не правильно, так как эти пословицы сложились не раньше XVII века и были записаны в XIX веке, а уж писать, как о достоверном явлении, о «боге Роде» у славян-язычников, нелепо, поскольку упоминания о Роде появляются уже после Крещения Руси и его соотносят с духом-хранителем рода, а идея о том, что он являлся богом исходит от советского археолога Бориса Рыбакова, который пытался внедрить идею о том, что до Крещения у славян было единобожие и бог Род являлся верховным богом. Также автором книги не учитывается, что многие нецерковные традиции (а на этом иногда строятся идеи привязки некоторых традиций к дохристианскому периоду) появились уже после того, как язычество было полностью и окончательно преодолено на Руси (примерно к XIV веку). В научной среде к этому феномену применяют термин «народное православие». И это также не учитывается автором. И так далее…
А, ну и иллюстрации: они все чёрно-белые, и часть действительно относится к теме и является результатом археологических раскопок, часть принадлежит средневековой Руси в христианской традиции, а часть является вообще поздними народными явлениями, никак не относящимися к язычеству, да и к средневековому христианству (например, русская печь на последней иллюстрации, которая появилась лишь к XVII веку, в то время как в первом тысячелетии топили очаги и делали это исключительно "по-чёрному").
Конечно, для начального знакомства с русской народной культурой, для неспециалистов книга подойдёт. Но опираться на неё, как на объективный источник не следует. А в будущем хотелось бы увидеть подобную книгу (о «повседневной жизни языческой Руси», рассказанную в популярном стиле) от Владимира Яковлевича Петрухина, автора замечательных научных книг по Древней Руси.00