- Религиозная литература для детей
- История
- Животный и растительный мир
- Все обо всем. Универсальные энциклопедии
- Этикет. Внешность.Гигиена. Личная безопасность
- Популярная психология для детей
- Человек. Земля. Вселенная
- Наука. Техника. Транспорт
- Компьютер для детей
- Другое
- Путеводители для детей
- Спорт для детей
- Детская кулинария
- Программирование и электроника для детей
- Экономика и финансы для детей
- Земля. Вселенная
- Популярная анатомия для детей
- Популярная психология. Личная эффективность
- Биографии великих людей
- Занимательное языкознание для детей
- Мифология для детей
- Философия и право для детей
- Знакомство с профессиями
- Земля. Космос
- Занимательная математика
Книга: Славянские мифы (Баркова Александра Леонидовна); Манн, Иванов и Фербер, 2022
- Издатель: Манн, Иванов и Фербер
- ISBN: 978-5-00195-043-1
EAN: 978-5-00195-043-1
- Книги: Мифы и легенды
- ID: 8520749
Описание
Долгожданное продолжении серии "Мифы от и до", посвященное славянской мифологии.
Древние славяне, в отличие от греков, египтян, кельтов и многих других народов, не оставили после себя мифологического эпоса. В результате мы не так уж много доподлинно знаем об их мифологии, и пробелы в знаниях стремительно заполняются домыслами и заблуждениями. Автор этой книги Александра Баркова рассказывает, что нам в действительности известно о славянском язычестве, развеивает популярные мифы и показывает, насколько интересными и удивительными были представления наших предков об окружающем мире, жизни и смерти.
Книга содержит около 100 иллюстраций.
Видео Обзоры (5)
Славянские мифы
Славянские мифы
7 малоизвестных существ из славянской мифологии
Боги и мифы СЛАВЯН, часть 1
Краткая история Славянской Мифологии: Во что верили наши предки
Характеристики (28)
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Баркова Александра Леонидовна |
Переплет | Твердый (7БЦ) |
Издатель | Манн, Иванов и Фербер |
Год издания | 2022 |
Возрастные ограничения | 16 |
Кол-во страниц | 248 |
Серия | Мифы от и до |
Формат | 130x195мм |
Авторы | Баркова А. |
Переплёт | твердый |
Год публикации | 2022 |
Язык | Русский |
Количество страниц | 248 |
Издательство | Манн, Иванов и Фербер |
Жанр | эпос и фольклор |
Автор | Баркова Александра Леонидовна |
Вес | 1.00кг |
Тип обложки | твердая |
Возрастное ограничение | 16+ |
Количество книг | 1 |
ISBN | 978-5-00195-043-1 |
Страниц | 248 |
Размеры | 60x84/16 |
Тематика | Другие издания |
Тираж | 6995 |
Обложка | твердый переплёт |
Язык издания | rus |
Раздел | Мифы и легенды |
Сравнить цены (11)
Цена от 197 грн. до 679 грн. в 11 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Купить в кредит (2)
Компания | Предложение |
---|---|
Полезные онлайн-сервисы
Компания | Предложение |
---|
Отзывы (52)
- jenius — 29 Августа 2022
Женщины, ведь это вы же воспитываете своих мужчин, и с такими, как вы их воспитали – вам жить не хочется. Давно уже слышала про нее. отличная книга.
00 - alliur — 10 Сентября 2022
читается на одном дыхание. Интересная книга. Прекрасная книга, в которой сочетается описание истинных жизненных ситуаций, характерных для современных любящих людей.
00 - vipelenavipelena — 9 Октября 2022
Отличная книга,прочитала с большим удовольствием,читается легко.Обширный материал, обязательно вернусь к этой книге еще раз,а также хочу прочитать и другие книги автора.
00 - Юлия — 18 Февраля 2022
392799 котельникова, уже интересно. А я думала снова про леших, русалок и упырей…:)
00 - 392799 котельникова — 30 Января 2022
отличная книжка с иллюстрациями. немного о богах и сказках. разница между Макоши и Мокоши. про колбка, богатырях и царевн
00 - aleksandr_gapon — 6 Ноября 2022
Спасибо автору за эту чувственность. Если не нравится жить, нужно прежде всего изменить себя, и тогда мир вокруг меняется. Я счастлива, что прочитала её.
00 - Igor Krupin — 21 Ноября 2022
Очень увлекательный экскурс в славянскую мифологию. Полезно к прочтению любому человеку со славянскими корнями для лучшего понимания истоков нашего современного мироощущения.
00 - Сергей Боубэтрын — 6 Января 2022
Древние славяне не оставили после себя мифологического эпоса. В результате мы не так уж много знаем об их мифологии. Автор этой книги Александра Баркова рассказывает, что нам в действительности известно о славянском язычестве, развеивает популярные мифы и показывает, насколько интересными и удивительными были представления наших предков об окружающем мире, жизни и смерти.
00 - Юлия Шифоева — 24 Ноября 2022
Очень необычный взгляд. За неимением соответствующего образования не могу понять много, но очень интересно. Для рядового читателя, на мой взгляд, перегружена научными терминами.
00 - Анна Николенко — 30 Января 2022
Ещё не читала эту книгу, но одно могу сказать точно. На Руси не было имени Иван, оно пришло к нам после принятия христианства, поэтому мне не понятно, почему на обложке написано «Иван Купла». Раньше этот праздник называли немного по другому. И судя по цитате, очень обидно, когда автор пишет «язычник». Почему не написать «славяне» или «наши предки»? А предыдущий отзыв, про то, что славяне не оставили нам подробных данных, я отвечу, что это русские цари их все уничтожили, чтобы люди приняли христианство.
00 - р Belov — 31 Января 2022
Хотелось бы напомнить рецензенту выше, что книгу по обложке судить не принято. Подозреваю, что авторег многоцифр верит в какую-то альтернативную историю. Я к книге успел обратиться только справочно, местами – тоже не прочитал, но доступность оценить успел, и качество реферативной работы тоже.
00 - Мирошина Надежда — 4 Января 2022
Весьма увлекательный путеводитель по славянской мифологии с интересными наблюдениями, У автора есть цикл аудиолекций по славянской мифологии, но я не очень люблю воспринимать информацию на слух, так что такая книга - настоящий подарок. И становится понятнее, как воспринимали мир наши предки, откуда есть пошла русская земля как она есть, какой мы ее любим сейчас.
00 - Терентьев Сергей — 10 Января 2022
Книга вызвала двоякие чувства. Объясню, почему.
Приобрёл «Славянские мифы», поскольку и тема для меня интересная и потому что автор мне симпатичен (Александра Леонидовна Баркова преподавала у меня в институте мифологию). Однако, к Александре Леонидовне у меня отношение настороженное, когда она касается именно славянской мифологии, поскольку она сама специалист по индуизму, буддизму, русской сказке и Толкиену (именно так я её и запомнил на её лекциях), но в настоящее время возросший интерес к славянской мифологии и востребованность автора соединились, чтобы породить видео-лекции и данную книгу.
С одной стороны, хорошо и полезно, что Баркова начинает книгу с развенчивания мифов, порождённых современным неоязычеством (Велесова книга, А. Хиневич), с другой, автор какие-то мифы и закрепляет.
Например, критикуя своего учителя Б. Рыбакова, советского археолога, автора двух книг по язычеству Древней Руси, Баркова пытается закрепить миф о существовании у древних славян бога Рода, при этом не учитывая, что культ появился уже после Крещения Руси (хоть рожаницы были известны ранее и за пределами территории проживания восточных славян). Автор, вслед за Рыбаковым, приводит цитату из источника XV века: «То ти не род седя на воздусе мечет на землю груды и в том ражаются дети … Всем бо есть Творец Бог, а не род». Рыбаков на основе этой цитаты пытался создать идею наличия монотеизма до появления христианства на Руси, а Рода назначал верховным славянским богом. Баркова отказывается от идеи верховенства Рода над другими богами, но игнорирует тот факт, что автор вышеприведённой цитаты мог и не сопоставлять богов (христианского Саваофа и языческого Рода), а отмечать, что дети рождаются не с содействием дУхов, а по воле Бога (точно так же благодать дому даётся не домовым, а Богом, но это не значит, что домовой равен Богу или сам является божеством). При этом, Баркова игнорирует труды на тему Рода таких крупных современных корифеев, таких как Лев Клейн (который написал целую книгу - опровержение Рыбакова) и Владимир Петрухин!
К таким же просчётам можно отнести попытку Барковой покритиковать Рыбакова в желании того найти на территории Руси крокодилов. Да, автор несомненно говорит, что Рыбаков ошибался и крокодилы в озёрах у славян не водились, но тут же подхватывает идеи Рыбакова и безапелляционно утверждает, что у новгородцев был культ Ящера и до возведения идола Велесу на городском капище стоял идол Ящера, который низвергли сами же язычники при замене. Как сейчас модно говорить у молодёжи «пруфов не будет», но всё так и было, заверяет автор. Вообще, Баркова в книге говорит об опасности теоретического конструирования прошлого… но сама же этим конструированием и занимается. И это большой минус книги, поскольку автор периодически увлекается.
К другим же минусам можно отнести и те моменты, когда автор не делает свои умозаключения, а продолжает диктовать шаблоны советской исторической школы. Так, например, Баркова, в духе советской школы «научного атеизма», продолжает повторять штамп о том, что при христианизации Руси функции языческих богов перешли на православных святых. Так, в частности, Илия Пророк взял на себя функции бога-громовержца Перуна, и новообращённые язычники представляли Илию, катящегося по небу в огненной колеснице (отсюда гром и молнии на небе). При этом, Баркова не учитывает, что почитание святого Илии пришло из Византии, куда попало, что логично, от евреев (Ветхий Завет) и сами евреи почитали жившего в VIII веке до н.э. пророка Илию (Элияу), разъезжающего по небу в огненной колеснице (II Мелахим 2:8-11, Радак и Мальбим
ИТ, Брахот 5:1
Седер адорот), ещё до появления христианства, не говоря уже о появлении культа Перуна у славян! Ну да, ну да, ох уж эти граждане древнего Израиля – почти что в середине I тысячелетия до новой эры перенесли на своего пророка функции языческого бога восточных славян конца I тысячелетия новой эры! И таких, как приведённый пример, поверхностных моментов достаточно.
Тем не менее, книгу можно похвалить в том плане, что, в отличие от недавно вышедшей книги «Повседневная жизнь языческой Руси» Людмилы Черной (на неё я уже писал ранее рецензию), автор пытается писать именно о Древней Руси, а не о представлениях русских крестьян XIX века о духах и нечистой силе. Очень правильным решением со стороны Барковой была попытка отделить эти поздние наслоения от исконных (возможных!) представлений. Особенно хорошо, что в отличие от некоторых других исследователей, пишущих популярные книги о язычестве древних славян и народных традициях русского народа, автор упоминает о народном православии. Хорошо то хорошо, но плохо, что автор глубоко в тему не погружается, и если какие-то моменты вполне очевидны для современных этнографов и фольклористов, то Баркова продолжает вести традиционную линию кабинетных учёных XIX века и советской школы «научного атеизма». Например, это тема Масленицы, праздник, не фиксируемый у древних славян в каких-либо источниках, описанный в позднее время, а уж сжигание куклы было введено и того позднее, поскольку для всех областей Российской Империи сжигание именно женской фигуры не было характерно.
Что же, не буду больше о грустном, критиковать книгу можно (и нужно) долго, однако, повторюсь, данное издание можно рекомендовать к чтению (но без особого фанатизма, выраженного в традиционном «прочитал книгу такого-то автора, наконец-то кто-то написал ВСЮ ПРАВДУ!»).
Да, в конце есть список рекомендуемой по славянскому язычеству автором литературы, так там Баркова рекомендует свои лекции о богине-матери и романы (!) Елизаветы Дворецкой (авторессу всяких там «Солнце Велеса» и «Последний взгляд Марены»! Это фиаско...
По поводу самого издания – приятное серийное оформление, много иллюстраций (все однотонные), пусть и небольших, а также прорисовок.00 - Курская Вера — 13 Января 2022
Книга интересная. Купила, потому что мне понравились предыдущие книги Барковой по мифологии и русской литературе. Но эта книга отличается от них, т.к. это уже полноценная монография, а не курс лекций, как предыдущие. Поэтому язык уже книжный, а не разговорный.
Что касается попыток опровержения ошибок и преувеличений предшественников автора, то для того, чтобы точно сказать, кто прав, нужно самому быть в этой теме специалистом. Да и то сказать: думаю, правды о пантеоне восточных славян и их верованиях мы можем не узнать никогда, т.к. сохранилось очень мало источников, и интерпретировать их правильно очень сложно. Поэтому можно условно считать, что каждый из исследователей имеет основания для своей версии.00 - Leanora — 25 Февраля 2022
Откладывала до последнего покупку этой книги. Ведь псевдо-научной националистической ереси все завалено на 95% И от избранности нашего народа, уже становится плохо. Когда говорят одно, а поступают по другому. Только недоумеваешь. Купив эту книгу, смотрела на нее косо, но все ж купила, надо открыть и прочесть. Прочла пока только введение и в полном восторге от Авторки. Спасибо тебе, что отделаешь зерна от плевел. Дальше буду читать с большим интересом. Хоть какое-то разнообразие среди невежества и национализма ( хоть дважды доктор наук)
00 - Алпатова Ирина — 22 Марта 2022
Как запутать читателя еще больше?
Так получилось, что у нас дома много книг по греческой и римской мифологии. Разбиралась я в ней плохо, поэтому с удовольствием читала с дочкой детские книги, чтоб хоть как-то закрыть пробел в знаниях. Постепенно я перешла на взрослую литературу, чем сильно «обогатила» свои знания в вопросах агрессии и насилия, принятого у богов.
Мы с ребенком перешли на скандинавскую и кельтскую мифологию, где пробел в знаниях у меня был еще больше. Что-то мы читали вместе, что-то я изучала одна. Надо сказать, что «Скандинавские мифы для детей» издательства «Малыш» были более жестоки и агрессивны, чем многие издания для взрослых.
Немного разобравших на этом поле, мы с дочкой стали смотреть в сторону славянской мифологии. «А как же у мы?», спросила как-то дочка. Действительно, в этом направлении у меня была «огромная дыра».
Первое, что мы прочитали была книга Елены Ульевой «Славянские мифы и былины. Энциклопедия для малышей в сказках» издательства «Феникс». Для первого ознакомления с ребенком хороший вариант. Но мне захотелось разобрать глубже. Тем более, что дочка растет, мы стали больше ездить в музеи, она смотрит уже более серьезные мультики, да и в детском саду относительно недавно они в группе праздновали Масленицу.
Я выбрала книгу из серии «Мифы от и до» издательства МИФ, заодно пополнив свою «мифическую» коллекцию - «Славянские мифы. От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы» Александры Барковой.
При выборе книг я ориентируюсь на обещания издательства. И вот что на сайте написано об авторе:
Александра Баркова — российская исследовательница мифологии, фольклорист, буддолог, писательница, переводчица и коллекционер кимоно. Кандидат филологических наук. Одна из авторов «Энциклопедии для детей», «Энциклопедии литературных произведений», «Энциклопедии мировой литературы», «Энциклопедии сакральной географии», «Мифологической энциклопедии» и «Детской энциклопедии».
Думаю, вы согласитесь, что автор заслуживает доверия! А наличие в списке детской литературы давало надежду, что Александра Баркова излагает тему просто и понятно «даже ребенку». Увы, я ошиблась.
Тема и книга безусловно интересные. Тут же невероятное переплетение мифов, былин, сказок, знакомых с детства, а еще традиций, примет и поверьев. Вот вас в день свадьбы родители встречали хлебом с солью? Откуда вы думаете корни? А видели у бабушки в деревне вышитые белые полотенца с красным характерным узором? На наличники деревянных домов обращали внимание? Пролистав книгу, я поняла, что там я об этом узнаю.
Узнала я из книги действительно многое. Но написана книга сложно, темы и повествование упорядоченное, но на выходе в голове полная «каша». Отчетливо запомнила то, что Александра Баркова постоянно спорит, критикует и указывает на ошибки в работах других авторов. Я не профессионал, но мне как читателю, это сильно бросалось в глаза. Зачем? Разве эта книга для фольклористов-профессионалов? Меня же это все только сильнее запутывало и отвлекало от основной темы книги.
Итогом: тема для меня осталась не раскрыта, больше информации прибавило больше путаницы. Написано интересно, но сложным языком. Адресована – взрослым, но я любопытные моменты пересказывала дочке. Особенно, где речь шла о животных, божествах и духах (домовых, русалках и др), а также о пересечении со сказками и знакомыми ребенку героями.
Выбирайте книги правильно!00 - Мусина Анна — 13 Апреля 2022
Долго думала над покупкой данной книги. Есть книги этой серии и очень хотелось купить именно славянские, тк интересуюсь этой темой и читала другую литературу. Книга понравилась, написано доступным языком, чётко. Понравилось что автор "прошлась" по главным подделкам славянской мифологии, ещё и с юмором. Интересно описаны духи, животные, все чётко, без лишней воды. Удивление вызвало только умазаключения автора по поводу сказок, это уж что то на гран и фантастики, страницы прилагаю. Видимо это сейчас модно, переиначивать общеизвестную историю, когда хорошее становится плохим и наоборот. Красная шапочка оказывается " нежить" а волк спас этот мир..Но в целом книга понравилась, не пожалела о покупке.
00 - Спиридонова Анна — 16 Мая 2022
Была в большом ожидании перед покупкой, но содержание разочаровало. Идёт не анализ славянских мифов, а их сравнение с тем, что даже нельзя сравнивать. Очень люблю книги этой серии, но конкретно эта не принесла ничего, кроме разочарования
00 - Oстроухова Анастасия — 25 Мая 2022
Я понимаю новое веяние феминизиции слов, но "богатырки". Это меня уничтожило. Русский язык сам по себе богат и разнообразен, но человеческий ум стремится изобрести велосипед. "поляница", ну в крайнем случае "богатырша". Слов нет, одни эмоции.
00 - Данилова Екатерина — 7 Июля 2022
Дорогие читатели! Прежде, чем читать эту книгу, стоит прочесть "Морфологию волшебной сказки" и "Исторические корни волшебной сказки" Проппа, чтобы понимать, о чём идёт речь. Эта книга - результат серьёзных многолетних исследований. То, что она написана фэндомным языком не умаляет её значимости, а говорит о том, что автор НАСТОЛЬКО подкован, что может позволить себе простой язык, объяснение на пальцах. В крайнем случае, послушайте хоть одну лекцию Барковой в интернете. Неподготовленный читатель будет разочарован!
00 - Алена — 22 Сентября 2022
в книге про мифы нет ни одного мифа. серьёзно, вот буквально ни одного, и если вы собираетесь покупать славянские мифы, возьмите лучше Афанасьева.
единственный плюс этой книги в том, что она в красивой серии. но очень хочется посмотреть в глаза редактору, который ее туда взял, чем он руководствовался, что в книге, блин, про мифы нет ни одного мифа, только рассуждения о том, как плохо другие авторы писали про славян и полуотвлеченные рассуждения, которые постоянно опираются на христианство и христианских авторов, в этом плане даже Рыбаков был не так плох.
не знаю, так ли все плохо с остальными книгами серии, но надеюсь что нет.00 - Шафеева Резеда — 11 Октября 2022
Очень люблю эту серию и интересуюсь славянской мифологией, поэтому с удовольствием купила эту книгу... И разочарованию не было предела. Мифов нет. От слова совсем. Текст представляет собой чистый анализ славянских традиций. Если имена славянских богов и упоминаются, то мельком, просто по ходу текста. Назвался груздем - полезай в короб
решила написать про славянские мифы - пиши про мифы.00 - *** tapatunya — 26 Декабря 2022
Классная книга — написанная доступным языком, отлично структурированная, без лишней воды и в то же время подробная.
Я перелопатила кучу литературы на данную тему, и Славянские мифы — оптимальный, с моей точки зрения, вариант, для современного читателя.
Ну и красивая, что уж там)))00 - Логунова Мария — 28 Декабря 2022
Купила всю серию, начала читать именно с этой книги. Товарищи, не знаю как вам, а мне за Державу обидно! Такое ощущение, что автор является ярым западником и тихо ненавидит всe русское. Да, развенчание устоявшихся мифов это хорошо и правильно, но говорить, что русские были настолько дикими, что даже печь сами не могли сконструировать?! Гражданка автор утверждает, что класть традиционные печи русы учились у греков. Ну да, ну да. Северные народы дружной кучкой тряслись у костра пока не пришли добрые греки (которые жили и живут в более мягком климате) и научили их ремеслу печника.
Так же, автор доказывает, что праздник Русалии-это заимствованные в Риме "розалии"...
Есть и интересные моменты, например о духах дома, культе умерших и прочее. Но это мизер от содержания. Через всю книгу Красной лентой протянуто пренебрежение к русскому народу.
Исходя из данных книги, все народы были со своей культурой, языком и письменность, а народы населявшие территорию нашего Государства полные бездари, не имевшие никаких исторических корней, а упавшие с неба.
В общем, многое притянуто за уши, а что-то остаeтся в разделе "придумано".
Если вам нравиться считать, что наш народ всего нахватал от других, а сами мы потомки людей " второго сорта", то эта книга для вас.
Мне жаль потраченных денег.00 - Вовченко Максим — 13 Января 2023
Тезисно:
1. Вполне можно рекомендовать эту книжку
2. Язык не академический, читается очень легко, ориентир "для всех"
3. Структурирована по содержанию удобно и согласованно
4. Содержание - вполне себе годится для первичного знакомства с оставшимися следами древней славянской традиции!
Что касается содержания, то тут большая и отдельная тема...
Много спорных моментов, многое не стоило утвердительно писать, но тем не менее в подавляющем большинстве своем содержание очень близко к научным изысканиям в предмете и интересующегося читателя направит в сторону от развитого (в 90-х - 2000-х годах) мракобесного "неоязычества". Книга явно писалась как "ознакомительная брошюрка" и можно заметить, что на разъяснение многих моментов у Александры Леонидовны просто не хватило "лимита листов", так как многое она могла поведать о том или ином факте/домысле, но очевидно не стала тратить на это и без того ужатый текст, а просто изложила сухие факты, немного припорошив их соответствующим авторским слогом.00 - Иликбаев Александр — 8 Мая 2023
Сказать что книга разочаровала - значит ничего не сказать. Книга абсолютно антинаучна, и это тем более печально, что во введении сама автор как раз яростно критикует подобные антинаучные труды на тему славянского язычества (Велесова книга, Хиневич). Вот только вместо адекватного научного анализа, автор представляет ещё одну, свою версию беспочвенных антинаучных фантазий - то есть как раз то, что сама так горячо критиковала!
Притом делать то, что сама же однозначно осудила во введении (единственная адекватная часть книги!) - это такое ощущение фишка автора. Так, автор во введении предостерегла против чрезмерного увлечения сравнительной мифологией на том основании, что мифология каждого народа - уникальна, и помимо универсальных мифологических образов, там много уникальных - и тем не менее в своём труде автор сама ПОСТОЯННО сравнивает славянскую мифологию с греческой, индийской и скандинавской (и зачастую безосновательно).Также автор во введении предостерегла против чрезмерного увлечения лингвистикой в мифологии - то бишь проведения лингвистических параллелей между разными языками - и тем не менее САМА постоянно этим занимается, проводя параллели между славянским языком и например санскритом. Я не пойму - у автора реально фишка делать то, что она сама так осуждает, или она не замечает, как это делает?
Вообще, никаких доказательств и никаких ссылок в тексте автор не приводит. Всем её выводам нам предлагается верить на слово, а это уже ненаучный подход. Да, в конце автор рекомендует некоторых авторов но зачастую даже без указания конкретных трудов (!) и опять же в самом тексте никаких ссылок нету.
По поводу самого текста...Многие выводы и заключения автора просто не вызывают доверия. Возьмём первую главу о символизме животных в славянской мифологии. Здесь автор абсолютно бездоказательно и незаслуженно демонизировала половину животного мира, связав их с "бедой, колдовством и смертью". И я ещё могу понять подобную связь в отношении к примеру кошки и кукушки - они у многих народов пользовались неоднозначной репутацией, но к примеру ЗАЯЦ и ОЛЕНЬ как демонические и связанные со смертью существа, СЕРЬЁЗНО? Или ещё того пуще - ЛЕБЕДЬ? Самая священная у славян и многих других народов птица у автора сего труда предстаёт символом "смерти и беды". А затем автор ещё и упоминает о том, какие агрессивные лебеди птицы, что могут уничтожить (лол ЧТО?) всех других птиц в окрестностях своего гнезда (а вот это уже противоречит основам биологии!) Вообще такое ощущение, что автор свои субъективные неадекватные антипатии к определённым животным безосновательно выдала за представления славянских народов. Причём я потом ещё специально погуглил про образы лебедя и зайца у славян - и НИГДЕ НЕ НАШЁЛ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ БРЕДОВЫМ ФАНТАЗИЯМ АВТОРА!
А таких фантазий пруд пруди. Автору везде мерещатся сексуальные символы и символы смерти. Да, я понимаю, что тематика секса и смерти важна в мифологии любого народа, но всё же видеть фаллический символ в каждой условной палке и символ смерти в каждой условной вилке - имхо перебор. Иногда палка - это просто палка, а символическое значение для разнообразия может быть не связано с сексом и смертью (а быть защитным символом, к примеру).
Я не смог дочитать книгу до конца. Может, главы про славянских богов были адекватнее, чем про животных и низших духов, но мне лично хватило антинаучных фантазий и откровенного бреда в первой части книги что напрочь отбило желание браться за вторую.Так что, не рекомендую эту книгу никому. Понравиться эта книга могла разве что человеку не особо грамотному и совсем незнакомому не только со славянской мифологией, но с базовыми мифологическими образами в целом. А иначе лебедь и заяц как "символы беды и смерти" резанули бы глаз изначально.00 - Мира Манолеску — 15 Января 2023
10 из 10! С информацией из книги захотелось снова перечитать сказки и проанализировать с новыми знаниями, переосмыслить. Отдельное спасибо авторкам за сохранение здравого смысла и опоры на него. И за рнкомендации авторов по этой теме, теперь куда проще «копать» ❤❤❤
00 - irvani — 24 Марта 2023
Книга просто супер! Обожаю всю серию, первой попалась книга про викингов, потом купила в бумаге, эту книгу, наверное, тоже куплю в бумаге, она и интересная, и познавательная, и красиво оформленная!
00 - Anna — 30 Марта 2023
Довольно претенциозная автор, не стесняясь критикует классиков исследований мифологии Проппа и Рыбакова. Активно превозносит себя, своего учителя, а в конце, критически пройдясь по ученым, внезапно рекомендует и пиарит автора художественных романов. Хотя материал очень интересно изложен и обстоятелен, но местами логика автора ничуть не более убедительна, чем у критикуемых ею авторов.
Интересно почитать, как еще один труд, но не полагаться как на единственный авторитет00 - Алексей Щетинин — 9 Апреля 2023
Весьма любопытная книга, с интересными подборками. Но, читая эту книгу, вспомнил книгу Владимира Мищенко "Сказ о жреце Раме"- праславянском жреце, который,в своё время, стал индийским богом Рамой (или Сита и Рама).Для любителей славянской истории эти книги весьма интересны.
00 - Мария Воронова — 25 Апреля 2023
Удивительно познавательная и интересная книга.
Прочла на одном дыхании. Несмотря на небольшой объем, содержит огромное количество информации, которая легко подаётся.00 - Татьяна — 9 Мая 2023
Замечательеая книга, в которой автор не просто рассказывает о мифологии, но пытается обьяснить и проанализировать известные имена славянского пантеона с точки зрения науки, фактов, а не модных тенденций. Спасибо Александре за честность и точность.
00 - Мария Калиновская — 26 Декабря 2022
Прекрасная книга, которая просто необходима тем, кто только начинает интересоваться язычеством, но и уже давно интересуется им.
Все написано очень легким и хорошим языком, приведено большое количество исследований, опровергнуты самые глупые мифы, которые любят разлетаться из уст в уста с невероятной скоростью.
Книга - кладезь полезной информации!00 - Максина Ирина — 12 Января 2022
Мой отзыв удалили. Поэтому писать ничего не буду. Кому интересно что за человек автор, её выступлений много на YouTube. Книга явно антинаучная.
00 - Анонимно — 14 Июня 2022
Глубокое погружение в славянскую мифологию. Рекомендую!
00 - Марио Марио — 31 Августа 2022
Книга небезынтересна, и издана очень хорошо, но, несомненно, к автору есть много вопросов по поводу некоторых ее утверждений...
00 - Коленько Юлия — 4 Сентября 2022
Хорошая книга, интересная, но иногда иллюстрации вставлены за 2 страницы до самого пояснения иллюстраций, либо после. Непонятно как-то.
00 - Дроняев Александр — 8 Сентября 2022
После прочитанной и очень понравившейся в прошлом году книги Александры Барковой о русской литературе (первой части) вопросом времени было, когда вернусь к её работам и какая именно заинтересует - выбор этой был безальтернативным после двух предыдущих (прочитанных мной) книг русских писателей.
Во введении констатируется, что, как ни странно, славянское язычество - одна из самых малоизученных и загадочных мифологий.
"...язычество - это не просто вера во множество богов, а воспринятая с рождения система переживаний окружающего мира и всех событий (и календарных, и биографических), в которой силы, влияющие на жизнь природы и человека, персонифицированы и индивидуализированы".
Интересно: причина гибели язычества - не христианство, а прогресс, изменивший баланс логики и эмоциональности в мировоззрении.
Языческих текстов нет, одной из главных причин автор называет монгольское нашествие (как и в книге о русской литературе), "Велесова книга" - фантазия, а по отношению к научному изучению темы - вредительство: "если в книге о славянах упоминаются "Явь - Правь - Навь", значит, доверять этому тексту нельзя".
Мифические животные: волшебные звери волк и медведь и их символика
животное более поздней эпохи - конь: образы парные и одиночные
символические пары корова - бык и курица - петух
олень и лось
лесная и дворовая мелочь. Страшные лебеди и кукушки. Символика растений.
Духи и боги. Безусловно благая земля, уникальная именно для русского эпоса
столь же благие хлеб и предки.
Отношение к мёртвым - молчание и другие ограничения. Печь, как центр дома и не только материальный.
Персонажи капризные и неоднозначные, домовые и овинники, например. Духи однозначно зловредные, начиная с водяного и русалок.
"Что есть общее у великого человека и худшего из мертвецов?".
Автор безжалостна на грани резкости к надуманным ассоциациям и полёту творческой фантазии современных неоязыческих мифотворцев со степенями и без (а также аркаимщине и прочих страгах варги): "Затем же, с забвением значения, стало чисто книжным термином, практически первым (ещё древнерусским!) образчиком кабинетной мифологии - выдумывания учёными мифологических образов на основе ложно понятых слов". Достается даже титану направления академику Борису Рыбакову, за многое, за крокодилов, например, издевательски почти.
При упоминании уникальных белорусских конных неупокоенных мертвецов вспомнил "Дикую охоту короля Стаха" с главным героем-фольклористом, к слову.
Авторская интерпретация "Колобка" и "Красной шапочки".
Ведьмы и колдуны.
"А тезис Харнера "каждый может стать шаманом" вызывает у мистически настроенной молодёжи наивное и глубоко ошибочное мнение, будто быть шаманом хорошо".
Славянские боги. Сочетание предположений о том, что каких-то богов-функций (Ящер) не могло не быть, с догадками о том, кто скрывается за вроде бы очевидными именами.
Род и рожаницы. "...ряд религиозных монстров неоязычества, которые размножились в питательной среде людей эмоциональных, но малообразованных, так что борьба с гидрой по имени "родноверие" уже выглядит безнадёжной".
О Леле, Ладе и Яриле тоже россыпь научного юмора. "Таким образом, если божество с этим именем и существовало у славян (что сомнительно), оно никак не могло быть богиней замужних женщин".
Пресловутый "Волчий пастырь" Егорий и Морена.
"...название "Киевская Русь" появится лишь... в XIX веке". Главные боги Руси - Перун и Велес. Хорс и Дажьбог, как боги солнца и света.
Отсутствие как таковых добрых богов в пантеоне: "Богов почитали не за "доброту", а за силу...".
Не мог не вспомнить при рассуждении об изображениях Семаргла: "...его то ли семь, то ли ещё больше" пелевинское: "- А то самое. Ты хоть знаешь, что этот пропуск на пять человек? А ты здесь один. Или тебя пять?".
Ближе к финалу разъяснение разницы между сказкой, эпосом и мифом. В завершение ещё советы по источникам.
Прекрасная книга, - информативная (многократно обкатанный автором в лекциях материал и здесь исчерпывающ или, по крайней мере, стремится к этому), убедительная, но при этом лаконичная (вообще без "воды"), ещё (уже привычно для автора) лёгкая, острая и ироничная. Вдобавок отлично ложится в канву ценимых мной современных работ на смежные темы (недавно обсуждавшейся авторства Джордана Питерсона, например). Ну а 99% "славянского фэнтези" смешнее, чем оно было до этого, сделать в принципе невозможно.
Несомненно стоит прочесть00 - Клявиньш Татьяна — 20 Октября 2022
Лично для меня было весьма познавательно
00 - женька-печенька — 4 Января 2024
Вот вообще книга не вызывает доверия. Начали за здравие, закончили за упокой. Несильна в теме, но интересно стало про предков почитать. Благо критика ума есть. И многие выводы у автора вызывают, мягко говоря, скепсис! Типа «и вот мы видим, что семаргл - это то то и то то», а что мы видим? Откуда видим? Такое ощущение, что весь монолог в голове автора произошел, но о нем писать, не надо? Крайне хочется переиздать книгу и более полную! Что за краткое содержание с сайта готовых домашних заданий?! На одной критике, и то слабой, не понятной вообще, не уедешь. Предложите свою точку зрения, доведите читателя до понимания. Ведь книга на широкую аудиторию, так и писать надо понятнее. А то сначала как будто «вашей культуры ваще не существовало!» а потом « а, не! Существовало, но сейчас не об этом!»
00 - Наталья — 30 Октября 2023
Славянская мифология для самых ленивеньких.
Очень достойно оформленная книга изданная в отличном качестве. Монохромный стиль, многочисленные иллюстрации, фотографии и сканы точно не дадут заскучать. Да и текст очень простой. Я не сильно разбираюсь в славянской мифологии, поэтому было двольно интересно. Но тем кто хоть немного в теме, вероятно, не очень понравится00 - Анастасия — 31 Октября 2023
Нежно люблю эту серию, но вот это - самая неудачная из всех включенных в нее книг. Автор часто себе противоречит - например, объявляет источник ненадежным и потом активно его использует. Занимается поисками глубинных смыслов, ничем не пытаясь это обосновывать, и наоборот - категорически отвергает общепринятые и выглядящие логично трактовки. Регулярно проводит параллели с другими мифологиями, и иногда кажется, что это делается просто от любви к тем самым мифологиям, а не от желания провести какой-то сравнительный анализ. В общем, впечатления крайне смешанные. Тут есть интересная информация, но такой подход сильно заставляет в ней сомневаться.
00 - Дарья — 26 Ноября 2023
Книга написана хорошо и понятно, в ней раскрыты очень разные аспекты быта и жизни того времени, НО автор слишком часто прибегает к сравнительному анализу к другим конкретным мифологиям, в середине книги это уже надоедает и кажется неуместным. Хотелось бы больше узнать о самих мифологических существах, на обложке, например, указана Птица Сирин, а книге ей посвящено не более одного разворота. Иллюстрации внутри издания не всегда понятны.
- Вот тут вы можете видеть орла с четырьмя головами (условный образ) - смотришь на картинку деревяшки и думаешь, а где блин этот орел и эти головы? Конечно, интересно порассматривать самостоятельно, но когда покупаешь такое, ожидаешь, что там либо словами, либо схематично будет объяснено куда смотреть, чтобы увидеть голову орла, а не куриную попку.
Автор отсылается к тому, что осталось мало информации и сама книга похожа на выжимку чьих - то диссертационных изучений, но книга в названии про мифы и богов, а не про быт, хоть это и является важной частью.00 - Сусакина Евгения — 9 Июня 2024
Надежды на эту книгу были большие, но не совсем они оправдались, к сожалению.
Я уже видела тут более подробные отзывы, где всё, так сказать, "раскидано по фактам", поэтому хочется сказать кратко:
• как и у многих, часть информации и точки зрения автора вызывают сомнения. В некоторых моментах кажется, что автор противоречит сама себе. Что-то кажется очень сильно притянутым за уши
• это, конечно, научпоп, но стиль повествования пусть лёгок и непринуждён, но как мне кажется, ужасен для литературы такого плана. Слишком много воды, каких-то отклонений в процессе изложения, и эти регулярные "об этом мы скажем позже/позже мы к этому вернемся" - книгу совсем не красят.
Прочитать в целом, было занимательно. Брать как за истину в последней инстанции - не стоит.
В общем, для общего развития хороший вариант, но не более00