Пожалуй, только два русских писателя, страстно мечтавших побывать за границей, так никогда и не осуществили свою мечту. . .И даже замышлявшемуся побегу их не дано было осуществиться. . .Первый — Пушкин. . .Второй — Булгаков. . .Какие чувства должен был испытывать Булгаков, заключив в 1932 году договор на книгу о своем любимом драматурге Мольере в серии "Жизнь замечательных людей" и зная при этом, что никогда не сможет побывать на родине своего героя! . .Атмосферу Парижа второй половины семнадцатого века он создавал силой своего воображения, имея в качестве исходного материала лишь отечественные и зарубежные литературные источники. . .Он пишет брату Николаю в Париж: "Ты меня очень обязал бы, если бы выбрал свободную минуту для того, чтобы хотя бы бегло глянуть на памятник Мольеру (фонтан Мольера), улица Ришелье. . .Мне нужно краткое, но точное описание этого памятника в настоящем его виде… . .Если бы ты исполнил мою просьбу, ты облегчил бы мне тяжелую мою работу…" Не только работа, но и судьба книги оказалась тяжелой. . .Слишком уж отчетливо прослеживалась в мольеровской биографии тема писатель и власть, тема, которая проходит красной нитью и через другое произведение Булгакова — роман "Мастер и Маргарита". . . .Впервые "Жизнь господина де Мольера" появилась в печати спустя двадцать два года после смерти автора и сразу же завоевала огромную читательскую популярность. . .Настоящее издание снабжено комментарием, в котором подробно изложена история создания Булгаковым романа-биографии "Жизнь господина де Мольера". .